О журнале Экспертный совет Архив Авторам Контакты
Телефон подписки
8 (800) 555-66-00





Читать    Подписаться
Новости

Реестры субъектов естественных монополий
26 февраля 2021 г.

Суд подтвердил участие «Либерти» и «Ауксилии» в картеле
26 февраля 2021 г.

Бизнес просит регламентировать правила недискриминационного доступа к услугам онлайн-агрегаторов
26 февраля 2021 г.

«Открытая клиника» оштрафована за недобросовестную конкуренцию
25 февраля 2021 г.

Анонс: 5 марта на заседании Совета ЕЭК планируется утвердить порядок выдачи предостережений
25 февраля 2021 г.

«Яндекс» получил предупреждение из-за создания дискриминационных условий в поисковой системе
24 февраля 2021 г.

Комиссия по конкуренции Гонконга впервые приняла меры реагирования по отношению к посредникам антиконкурентного поведения
24 февраля 2021 г.

Кассация поддержала ФАС России в споре с аэродромом в Балашихе, незаконно взимавшим плату с застройщиков
24 февраля 2021 г.

Еще      Все новости
 Самое читаемое

Трансляция VII Петербургского Международного Юридического Форума
Количество просмотров 42306
Ценовые предписания ФАС России и управление издержками и рисками компаний
Количество просмотров 20462
Что такое антимонопольный комплаенс?
Количество просмотров 19756
Антимонопольное регулирование США и Европы: проблемы сближения
Количество просмотров 17849
Сравнительная реклама в российском законодательстве
Количество просмотров 17830
 Обзоры

 Анонcы

XVII Юридический форум России
19 марта 2021 г. в Москве состоится XVII Юридический форум России. Организатор – «Ведомости. Конференции».
Полный текст



Россия: два десятилетия борьбы за конкуренцию

Татьяна ДАУРОВА,

заслуженный работник высшей школы РФ, профессор кафедры теории права Поволжской академии государственной службы им. П.А. Столыпина (г. Саратов).

Россия: два десятилетия борьбы за конкуренцию

В 1991 г. был принят документ, с введением в действие которого в нашей стране началось осуществление конкурентной политики, направленной на коренные изменения состояния экономики. Саратовское управление ФАС России не так давно провело тематическое заседание общественно-консультативного совета, подчеркнув важность этой даты в истории антимонопольного регулирования, о чем поставило в известность нашу редакцию.

Мы, в свою очередь, обратились к Татьяне Дауровой, профессору Поволжской академии государственной службы им. П.А.Столыпина, которая именно в это время начала работу в Саратовском антимонопольном управлении, с просьбой прокомментировать 20-летие Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-I«О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

В советское время, как известно, отрицалось существование монополий, а конкуренция была заменена таким эрзацем, как социалистическое соревнование. Это позволяло в какой-то мере реализовывать присущее каждому из нас стремление к состязательности, но, естественно, не могло привести экономику страны к тем результатам, к которым приводит конкурентная борьба.

Соответственно, не было необходимости и в законодательстве, которое регулировало бы конкурентные отношения.

Создание летом 1990 г. в составе Совета Министров РСФСР абсолютно нового органа с неслыханным дотоле названием – Государственный комитет по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (далее – КГАП РСФСР), – не только демонстрировало лживость официальной позиции об отсутствии в нашей стране монополий, но и требовало скорейшего принятия специального антимонопольного законодательства. Так получилось, что ГКАП РСФСР начинал действовать в условиях полного отсутствия нормативной базы, необходимой для той деятельности, которую он осуществлял. И, насколько мне известно, тогдашнее руководство Государственного комитета всячески инициировало ускорение процесса принятия этого закона, что и случилось 22 марта 1991 г., ровно 20 лет тому назад.

Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (далее – Закон о конкуренции 1991 г., Закон) стал первым таким законодательным актом на всей территории СССР. Тем самым было нарушено незыблемое в то время правило: вначале любые общественные отношения должны регулироваться общесоюзным нормативным актом, на основании которого впоследствии принимаются соответствующие нормативные акты в союзных республиках.

Немногие, наверное, помнят сейчас о том, как судорожно бросился вдогонку за Россией союзный законодатель: уже через четыре месяца, 26 июля 1991 г. был принят Закон СССР «Об ограничении монополистической деятельности в СССР». Более короткое название, отсутствие в нем ключевого для российского закона слова «конкуренция», меньший объем, но почти такое же содержание. И вместе с тем принципиальнейшее отличие. Россия всерьез намеревалась развивать конкуренцию и поэтому объявляла войну самой распространенной и вследствие этого наиболее опасной разновидности монополизма – государственному монополизму. СССР, признавая, вслед за Россией, вмешательство органов власти в самостоятельную деятельность хозяйствующих субъектов монополистической деятельностью именно эти нормы признавал нормами отложенного действия. Если Закон в целом вступал в силу с момента его опубликования, эти нормы – только 1 января 1993 г., т.е. полтора года спустя. Вынужденный принять этот Закон, но совершенно не готовый к радикальным переменам Верховный Совет СССР поступил подобно Ходже Насреддину (за столь солидный отрезок времени либо шах должен был умереть, либо ишак подохнуть). Вряд ли в тот момент кто-то мог предположить, что в действительности сочтены дни самого Советского Союза (до августовского путча оставалось три недели, до распада СССР − менее полугода)…






 Опрос

Какие законодательные инициативы, по вашему мнению, наиболее значимы и нуждаются в скорейшем принятии?

  
  
  
  
  
  
  
      





 



При любом использовании материалов сайта www.cljournal.ru указание на источник и гиперссылка обязательны.