В рамках заседания эксперты обсудили вопрос о
дерегулировании в сфере транспортировки нефтепродуктов по магистральным
трубопроводам.
Открыл заседание председатель Экспертного совета, заместитель руководителя ФАС
России Анатолий Голомолзин: «Регулятор не имеет права сдерживать экономически
обоснованный переход хоз. субъекта из состояния естественно-монопольного в
конкурентное состояние рынка. Говоря о дерегулировании в сфере транспортировки
нефтепродуктов, необходимо знать, есть или нет условия для конкуренции. Для
проведения соответствующего анализа рынка, в свою очередь, нужно понимать, как
оцениваются границы рынка пользователями услуг по транспортировке
нефтепродуктов. Это одни из тех вопросов, на которые нам предстоит ответить
совместно с экспертами».
Далее выступил первый вице-президент ОАО «АК «Транснефть» Максим Гришанин. В
своем докладе он
подчеркнул, что при транспортировке нефтепродуктов на внутренний рынок
Транснефть не является доминирующим транспортировщиком и не отвечает признакам
естественной монополии. Тарифы компании являются конкурентными по отношению к
тарифам РЖД с учетом комбинированной транспортировки до конечного потребителя.
По словам Максима Гришанина, при транспортировке нефтепродуктов на экспорт, а
также транспортировке самолетного топлива и авиационного бензина на локальных
рынках Транснефть является доминирующим транспортировщиком (наряду с РЖД), но
не отвечает признакам естественной монополии. Тарифы также являются
конкурентными по отношению к тарифам РЖД.
«Из этого следует, что отказ от ценового регулирования оказания услуг по
транспортировке нефтепродуктов возможен. Этот рынок является конкурентным, и
может быть дерегулирован без ущерба для потребителей», - заявил Максим
Гришанин.
Подводя итоги заседания, Анатолий Голомолзин отметил: «Наш предварительный
анализ показывает, что предпосылки для дерегулирования этой сферы есть. Однако
важными являются те условия, при которых эта мера станет возможной. Необходимым
является условие наличия конкуренции, а не состояния естественной монополии на
этом рынке. Дополнительное условие - наличие представительных индикаторов цен
на услуги по транспортировке нефтепродуктов всеми видами транспорта
(трубопроводным, железнодорожным, автомобильным и водным). Также правила
недискриминационного доступа должны гарантировать права потребителей по доступу
на рынок и получения ими услуг по транспортировке нефтепродуктов».
Было решено сформировать Рабочую группу при Экспертном совете для обсуждения
рисков, связанных с дерегулированием, и условий, при которых оно станет
возможным.
ФАС России