Пятница, 5 декабря 2025 г.
Пролистать
Телефон подписки
8 (800) 555-66-00
Главная /  Новости /  Алексей Сушкевич: антимонопольному органу...
Алексей Сушкевич: антимонопольному органу по-новому придется взглянуть на определение доминирующего положения

16 октября 2015 года помощник руководителя Федеральной антимонопольной службы Алексей Сушкевич рассказал участникам конференции «Антимонопольное регулирование в России» о требованиях к доказательствам по делам о нарушении антимонопольного законодательства, которые появятся с вступлением в силу четвертого антимонопольного пакета.

Когда это произойдет, будет упразднен реестр монополистов – хозяйствующих субъектов с долей более 35%. В связи с этим при рассмотрении каждого дела о злоупотреблении доминирующим положением будет проводиться анализ товарного рынка. Порядок анализа прописан в 220 приказе. Его новая версия прошла общественную экспертизу, вступила в силу 5 марта 2015 года и уже применяется судами.

«Интерес к этому приказу связан не только с тем, что результаты исследования являются доказательством по делу, но и с расширением сферы применения этого приказа и в целом экономической экспертизы», – отметил Алексей Сушкевич.

В его новой версии появились процедурные положения. Во-первых, приказ теперь содержит требования к источникам информации, которые лягут в основу анализа рынка, – они должны быть верифицированы.

Во-вторых, продолжил Алексей Сушкевич, в нем появились положения, которые регламентируют объем исследования товарных рынков по различным категориям дел. 

«Раньше была общая процедура, в связи с этим часто возникал вопрос, в каком объеме она должна применяться, например, при расследования антиконкурентных сговоров на торгах или при выявлении антиконкурентных действий органов власти. Сегодня на эти вопросы есть ответы в 220 приказе», – подчеркнул Алексей Сушкевич.

В-третьих, в нем указан метод для определения продуктовых и географических границ товарных рынков – это тест гипотетического монополиста. При отступлении от этого теста в пользу других методов, которые указаны в приказе, потребуется обоснование.

Кроме того, в нем дана детальная регламентация требований к аналитическому отчету, который создается по результатам проведения анализа рынка и входит в состав материалов дела.

«Раньше объем отчета антимонопольный орган определял сам. Теперь в отчете он должен обосновать, почему он использовал тот или иной инструментарий при исследовании рынка, указать все источники информации, на которые он опирается, материалы, предоставленные хозсубъектами, или в противном случае объяснить, почему он этими данными пренебрегает», – рассказал А. Сушкевич и в качестве примера привел дело в отношении компании Google.

«В ходе рассмотрения этого дела мы получили множество исследований как от участников дела, так и от независимых экспертов. Каждое из них было рассмотрено. Каждому дана была оценка», – сообщил он.

Приказ также определяет минимальный временной интервал исследования состояния конкуренции на товарном рынке – это 1 год. По мнению Алексея Сушкевича, это должен быть хозяйственный период, т.е. время, необходимое для входа на рынок, начала реализации товаров и окупаемости инвестиций.

В завершение помощник руководителя ФАС России отметил, что в полном объеме аналитический отчет может быть недоступен участникам дела из-за конфиденциальности некоторой информации, тем не менее, по его словам, это не помешает антимонопольному органу создать целостную картину дела и донести ее до суда, в случае необходимости.

ФАС России

19 октября 2015 г.