9 апреля 2015 года Министерство юстиции Российской Федерации
зарегистрировало совместный приказ ФАС России и Минэнерго России от 12.01.2015
№ 3/15/3 «Об утверждении минимальной величины продаваемых на бирже
нефтепродуктов, а также отдельных категорий товаров, выработанных из нефти и
газа, и требований к биржевым торгам, в ходе которых заключаются сделки с
нефтепродуктами, а также с отдельными категориями товаров, выработанных из
нефти и газа, хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на
соответствующих товарных рынках, и признании утратившим силу приказа ФАС России
и Минэнерго России от 30.04.2013 № 313/13/225» (далее – приказ № 3/15/3).
Приказ № 3/15/3 разработала ФАС России в целях установления критериев для
формирования не монопольно высокой цены на сжиженные углеводородные газы (СУГ),
предусмотренных частью 5 статьи 6 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О
защите конкуренции».
Ориентируясь на объем внутреннего потребления СУГ на территории Российской
Федерации, приказ № 3/15/3 устанавливает значение минимальных величин
продаваемых на бирже объемов СУГ на уровне пяти процентов от объема производства
в отношении СУГ, используемых для бытовых нужд и в качестве топлива для
автомобильного транспорта.
«Приказ позволит обеспечить развитие организованной торговли СУГ в Российской
Федерации, до настоящего времени находившейся в рудиментарном состоянии, а
также способствует формированию прозрачного внутреннего индикатора цены на СУГ,
который будет складываться посредством ценового арбитража между индексами цен
сопоставимых зарубежных рынков, внебиржевых сделок и биржевых цен», – отметил
начальник Управления контроля топливно-энергетического комплекса ФАС России
Дмитрий Махонин.
Кроме того, приказ № 3/15/3 отменяет действующий в настоящее время приказ ФАС
России и Минэнерго России от 30.04.2013 № 313/13/225 «Об утверждении
минимальной величины продаваемых на бирже нефтепродуктов и требований к
биржевым торгам, в ходе которых заключаются сделки с нефтепродуктами
хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на соответствующих
товарных рынках» (далее – приказ № 313/13/225). Вместе с тем, установленные
приказом № 313/13/225 минимальная величина продаваемых на бирже нефтепродуктов,
а также требования к торгам, в ходе которых заключаются сделки с
нефтепродуктами, сохранены в зарегистрированном приказе № 3/15/3.
Приказ № 3/15/3 предполагает также уменьшение диапазона отклонений ценовых
значений заявок на продажу нефтепродуктов и СУГ и введение дополнительной
биржевой торговой сессии, призванной удовлетворять потребности по покупке, в
том числе занимающих доминирующее положение хозяйствующих субъектов.
«Введение дополнительной торговой сессии поспособствует удовлетворению спроса
на нефтепродукты и СУГ, а также повысит объективность данных при расчете
соответствия реализованных на бирже объемов установленной минимальной величине.
При этом хозяйствующим субъектам, занимающим доминирующее положение,
предоставляется возможность заключать между собой сделки в рамках отдельной
сессии по средневзвешенной цене, сложившейся по результатам «основных» торгов,
тем самым оградив себя от возможных претензий антимонопольного органа в части
устанавливаемых по данным сделкам цен», - прокомментировала нововведение
начальник Управления контроля финансовых рынков ФАС России О.С. Сергеева.
ФАС России