Пятница, 5 декабря 2025 г.
Пролистать
Телефон подписки
8 (800) 555-66-00
Главная /  Новости /  На круглом столе ОНФ предложили поставить...
На круглом столе ОНФ предложили поставить законодательные преграды на пути разбазаривания госимущества

Для повышения эффективности, гласности и прозрачности при реализации государственного и муниципального имущества в интересах наполнения бюджетов в Общероссийском народном фронте предложили законодательно закрепить проведение торгов исключительно в электронной форме и исключить продажу без объявления цены. Инициативы активистов и экспертов Народного фронта стали предметом обсуждения на круглом столе, который прошел на площадке рабочей группы ОНФ «Честная и эффективная экономика» и проекта «За честные закупки».

В обсуждении приняли участие представители профильных федеральных и региональных ведомств и муниципалитетов, бизнес-сообщества, эксперты в сфере торгов, депутаты Госдумы, члены Центрального штаба ОНФ.

Руководитель проекта ОНФ «За честные закупки» Антон Гетта сообщил, что, согласно исследованию, проведенному экспертами проекта, при существующей системе торгов стоимость госимущества занижается в среднем в 40 раз. «Зарабатывают на продаже госимущества кто угодно, кроме муниципалитетов – они лишаются средств, которые могли бы направить на решение социальных задач», – констатировал он.

Аудитор Счетной палаты Максим Рохмистров отметил важность поднятой проблемы, сославшись на данные правоохранительных органов, согласно которым наибольшее количество уголовных преступлений среди чиновников так или иначе связано с махинациями с имуществом.

Он сосредоточился на том, как проводится оценка госимущества и какие при этом возникают коррупционные риски. «Сегодня экспертные заключения могут делать только саморегулируемые организации оценщиков. Но доказать в суде, что заключение необъективно, и вернуть имущество в муниципалитет очень сложно», – считает Рохмистров. Он предложил предоставить право федеральным и региональным контрольно-счетным органам проводить экспертизу заключений СРО об оценке имущества.

«Когда заработают все ключевые институты контрактной системы и мы перенесем все положительные инициативы 44-ФЗ на 178-ФЗ, в России будет лучшая контрактная система в мире», – высказал мнение Рохмистров.

Директор департамента реализации законодательных инициатив Министерства связи и массовых коммуникаций РФ Василий Горбунов согласился, что оценка объектов госимущества зачастую далека от рыночной. По его мнению, ситуацию может изменить открытость и прозрачность процедуры торгов. «Ситуация такова: мало кто знает, что госимущество продается, отсюда – продажа за бесценок тому, кто знает», – считает Горбунов. Он предложил во избежание коррупционного сговора пересмотреть порядок раскрытия информации об участниках торгов, а также ввести понятие нижнего шага аукциона, не позволяющего продавать имущество за бесценок. «Мы предлагаем перевести все торги в единую открытую электронную процедуру», – подчеркнул эксперт.

Замначальника управления контроля ЖКХ, строительства и природных ресурсов ФАС России Алексей Матюхин подчеркнул, что из-за несовершенства законодательства государственное и муниципальное имущество зачастую распродается за копейки. ГУПам и МУПам намеренно на правах хозяйственного ведения передаются имущественные объекты с тем, чтобы в последующем реализовать их без каких-либо конкурсных процедур. Он также отметил, что «много метаморфоз происходит и с арендой госимущества». «Мы предлагали аренду также перевести в электронную форму, однако эта инициатива осталась подвешенной», – сказал Матюхин.

Положительным опытом поделился замглавы Димитровграда (Ульяновская область) Хайдар Галиуллин. Он рассказал, что в городе уже десять лет как отказались от способа продажи госимущества без объявления цены как содержащего коррупционные риски. Кроме того, для защиты от некорректной независимой оценки стоимости имущества проводится ее экспертиза через контрольно-счетную комиссию, которая имеет право только повышать цену. «В итоге получаем реальную цену имущества», – отметил он.

Член Центрального штаба ОНФ, депутат Госдумы Михаил Старшинов высказал недоумение тем, что в работе круглого стола не приняли участие приглашенные представители Минэкономразвития и Росимущества, ответственные за реализацию госимущества.

«Наверное, у них важные дела. Граждане видят очевидное воровство при формальном соблюдении закона, но жалобы общественности воспринимаются чиновниками как назойливая муха», – прокомментировал Старшинов. Он подчеркнул, что власть и общество должны объединить усилия для выработки действенных решений.

Заместитель председателя Центральной ревизионной комиссии ОНФ, зампред комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Виктор Климов сформулировал позицию ОНФ по совершенствованию процедуры торгов государственным и муниципальным имуществом. По его словам, 178-ФЗ необходимо доработать в следующих направлениях.

Во-первых, требуется законодательно закрепить проведение торгов исключительно в электронной форме. Это будет способствовать увеличению открытости и прозрачности торгов, улучшению качества их проведения, обеспечению полноценного информационного доступа всех заинтересованных лиц и повышению уровня конкуренции. Перевод торгов в электронный вид откроет широкие возможности для участия в них потенциальных покупателей из любых регионов страны, в том числе удаленных, минимизирует возможности возникновения коррупционных схем.

Во-вторых, следует исключить такой способ приватизации, как продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены. В этом случае торги начинаются с того, что участники подают свои предложения в запечатанных конвертах, а победителем признается тот, кто предложил наибольшую цену. Такой вид торгов дает возможность продать имущество по цене, близкой к нулю, независимо от размеров ее первичной стоимости. В итоге имущество стоимостью в несколько десятков миллионов рублей на практике продается за несколько сотен тысяч рублей. Отказ от такого способа приватизации снизит коррупционную составляющую и позволит увеличить наполняемость бюджетов.

В-третьих, предлагается ввести Реестр недобросовестных покупателей. В него войдут лица, которые были признаны победителями торгов, но отказались от заключения договора купли-продажи, а также те, кто заключил договор купли-продажи и не исполнил своих обязательств. Однако сам по себе реестр не может решить проблему. Поэтому необходимо рассмотреть возможность увеличения размера задатка, который вносится потенциальными покупателями.

Виктор Климов отметил, что все высказанные предложения будут еще раз проанализированы и в самое в ближайшее время получат форму конкретных законодательных инициатив.

Сайт ОНФ

02 апреля 2015 г.