Мониторинг контрактной системы в течение года выявил недостатки в законодательстве, лазейки, которыми пользуются субъекты закупок, а также сильные стороны нового закона. Они обсуждались 28 февраля в ходе мозгового штурма «Государство как умный покупатель? Первый год по новым правилам государственных закупок», прошедшего под эгидой Открытого правительства в рамках Красноярского экономического форума.
Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» вступил в силу 1 января 2014 года. В числе причин перехода к контрактной системе — необходимость эффективного расходования бюджетных средств, сокращения коррупционных рисков, повышения прозрачности закупок и эффективности общественного контроля, мониторинга закупок. Ранее премьер-министр Дмитрий Медведев поручил Экспертному совету при Правительстве РФ вести информационное и методологическое сопровождение внедрения контрактной системы на первом этапе.
Контрактная система постоянно совершенствуется, в нее вносятся изменения, сказал аудитор Счетной палаты Максим Рохмистров. За год контрольно-счетными органами в регионах выявлено около 2000 нарушений на 16,5 млрд рублей. Центральный аппарат проверил 280 контрактов на 1,3 трлн рублей, где выявлено нарушений на 272 млрд рублей. Счетная палата указывает также на перебои в работе сайта. В ведомстве считают, что система закупок должна развиваться согласно повестке, обозначенной Президентом РФ Владимиром Путиным, — в рамках антиофшорного законодательства и антикризисных мер. И здесь на первый план выходят закупки госкомпаний, работающих по 223-ФЗ.
Сегодня, мне кажется, стоят серьезные вызовы, когда государственные закупки могут и должны стать не только драйвером роста и поддержки малого бизнеса, но и более эффективного использования бюджетных средств. Вы знаете, 175 млрд рублей планировалось дать на строительство ЦКАД, дадут только 95. Можно за эти деньги построить? Я говорю — можно, если правильно и эффективно эти деньги использовать», — сказал Максим Рохмистров.
В Федеральной антимонопольной службе отмечают, что некоторые ведомства избегают более прозрачных процедур 44-ФЗ и спускают госзаказ в ГУПы и МУПы, работающие по 223-ФЗ. Предложение ФАС — досрочно перевести их на контрактную систему. Также ведомство считает необходимым как можно быстрее перевести все процедуры в электронный вид, указала представитель ФАС Диляра Баширова. И ФАС, и Торгово-промышленная палата сходятся во мнении о необходимости более четких правил для допуска малого бизнеса к госзаказу. Снизить для него залоги, создать реестр добросовестных поставщиков, унифицировать электронные площадки госкомпаний, допустить к гособоронзаказу — такие инициативы выдвинул глава ТПП Сергей Катырин.