Таким вопросом задались участники первой сессии 6-ой Ежегодной Конференции IBA «Слияния и поглощения в России и странах СНГ», организованной 4 ноября 2014 года в Москве Комитетом по корпоративному праву и слияниям и поглощениям IBA, Европейским региональным форумом IBA, а также Российской Арбитражной Ассоциацией.
В обсуждении приняли участие заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) Андрей Цыганов, старший партнер, юридическая фирма АЛРУД Василий Рудомино, партнер юридической фирмы Wachtell, Lipton, Rosen & Katz Эндрю Дж. Нуссбаум (США), со-руководитель инвестиционно-банковского подразделения Goldman Sachs Дмитрий Седов (Россия), а также партнер адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Михаил Казанцев.
В условиях текущей рыночной ситуации действительно может сложиться мнение, что иностранные компании перестали инвестировать в Россию. И, как указывает Андрей Цыганов, на то есть причины: информация о ситуации на российских рынках у зарубежных инвесторов не всегда соответствует действительному положению дел, а те, кто уже работает в России, не спешат развеивать страхи – создавать себе конкурентов.
Несмотря на то, что деловая активность в России на самом деле снизилась, рынок M&A, по словам Дмитрия Седова, не умер. В частности, «оживились китайские инвесторы и инвесторы стратегические».
Это подтверждает статистика ФАС. В этом году количество ходатайств на покупку российских хозяйственных обществ от иностранных инвесторов не изменилось. Причем случаев отказа не так много. В среднем эта цифра составляет 0,5-1,5%.
«На последнем заседании, например, Правительственная комиссия по контролю за осуществлением иностранных инвестиций согласовала все вынесенные на рассмотрение сделки, - отметил замглавы ФАС. – Это активно обсуждаемая сделка американской фармацевтической компании Эббот по приобретению российского ОАО «Верофарм» – ведущего производителя препаратов для лечения онкологических заболеваний; сделка немецкой компании Блиц Ф14-206 ГмбХ в отношении ООО «ГЕА Машимпэкс», являющегося стратегическим хозобществом – производителем оборудования для атомных электростанций, и сделка швейцарской компании Холсим Лтд, мирового производителя строительных материалов, по установлению контроля над компанией ОАО «Лафарж цемент». Эти примеры подтверждают, что Правительство России не только не препятствует притоку иностранных инвестиций, но и идет им на встречу».
Одним из таких шагов стали поправки в Закон № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства». Соответствующий Закон президент России Владимир Путин подписал 4 ноября 2014 года. Все поправки были продиктованы существующими реалиями, направлены на снятие излишнего регулирования в этой сфере и обеспечение однозначности толкования норм закона.
Следующим шагом станет четвертый антимонопольный пакет. «Если десять лет назад, в 2004 году, в ФАС поступило 44 000 ходатайств, то после последовательного изменения антимонопольного законодательства в первом полугодии 2014 года эта цифра составила всего 807 (из них 154 ходатайства от иностранных инвесторов)», – сообщил Андрей Цыганов. – С принятием же четвертого антимонопольного пакета (который в настоящее время готовится ко второму чтению в Государственной Думе – прим.) количество сделок экономической концентрации, подлежащих контролю ФАС России, еще существенно сократится за счет упразднения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю более 35%».
В целом участники дискуссии отметили, что, несмотря на геополитический кризис, рынок M&A в России жив – санкции на него не так сильно повлияли.