Пятница, 21 ноября 2025 г.
Пролистать
Телефон подписки
8 (800) 555-66-00
Главная /  Новости /  Анатолий Голомолзин: необходимость...
Анатолий Голомолзин: необходимость реформирования в сфере железнодорожного транспорта назрела уже давно

Заместитель руководителя ФАС России Анатолий Голомолзин выступил с докладом «Построение коммерческой инфраструктуры рынка (КИР) в сфере грузовых железнодорожных перевозок» на 2-й Общероссийской конференции «Металлургия и грузоперевозки».

«В настоящее время имеются все необходимые предпосылки для создания института сорегулирования в сфере производства и оборота услуг по перевозкам грузов», - отметил Анатолий Голомолзин, говоря о коммерческой инфраструктуре рынка (КИР) в сфере грузовых ж/д перевозок. 

КИР позволит сформировать надлежащий порядок оказания и оборота услуг (в том числе договорные отношения) по перевозкам грузов ж/д транспортом с учетом сложившихся рыночных отношений.

Зарубежный опыт и опыт институциональных преобразований в России показывает, что эффективное проведение структурных реформ возможно лишь при условии способности всех заинтересованных организаций управлять транзакционными издержками во взаимоотношениях старых и новых участников формируемого конкурентного рынка. 

В настоящее время наблюдается снижение конкурентоспособности железнодорожного транспорта по сравнению с автомобильным транспортом. 

По данным РЖД погрузка за 9 месяцев 2014 года составила 913,2 млн тонн, что на 1,2% меньше, чем за аналогичный период 2013 года. По данным института проблем естественных монополий (ИПЕМ), уход грузов с ж/д транспорта обойдется автодорогам в 4,9 млн дополнительных рейсов грузовых автомобилей в год. 

«Тенденция снижения скорости доставки грузовых отправок на сети железных дорог, качества оказания услуг перевозки также вызывает серьезную обеспокоенность», - подчеркнул зам. руководителя ФАС России.

Средняя скорость доставки одной отправки грузов железнодорожным транспортом в 2012 году сократилась по сравнению с 2008 годом на 71 км в сутки и приблизилась к показателю 1986 года, составив при этом 219 км/сутки.

Кроме того, к основным недостаткам в работе железнодорожного транспорта, по мнению грузоотправителей, относятся снижение качества оказания услуг: многоступенчатость и сложность оформления перевозочных документов, отсутствие комплексного сервиса транспортных услуг; отсутствие единого ответственного за исполнение заказа на перевозку. 

Задача создания института сорегулирования рынка в сфере грузовых ж/д перевозок сформулирована В.В. Путиным на совещании по вопросам развития угольной промышленности (г. Кемерово, 24.01.2012): «В целях координации работы и обеспечения баланса интересов участников рынка железнодорожных перевозок необходимо создать саморегулируемую организацию, аналогичную «Совету рынка», который действует в сфере электроэнергетики».

ФАС России в целях исполнения этого распоряжения создала рабочую группу при Экспертном совете по железнодорожному транспорту при ФАС России для рассмотрения вопросов в рамках реализации поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по формированию коммерческой инфраструктуры рынка в сфере железнодорожного транспорта. Членами рабочей группы стали участники перевозочного процесса (грузовладельцы, железнодорожные операторы, вагоностроители и иные некоммерческие объединения).

УФАС по Ленинградской области

20 ноября 2014 г.