Вторник, 2 декабря 2025 г.
Пролистать
Телефон подписки
8 (800) 555-66-00
Главная /  Новости /  Антимонопольный комплаенс – формальность или...
Антимонопольный комплаенс – формальность или необходимость?

С такой темой 13 октября 2014 года в Брюсселе на конференции газеты Ведомости «Антимонопольное регулирование в России» выступил заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Андрей Цыганов.

«Система антимонопольного комплаенса должна быть одной из важных составляющих любой корпорации. Она позволяет не только минимизировать риски несоблюдения правил антимонопольного законодательства, но и избежать многомиллионных штрафов. Благодаря ей компания может выявить и исправить нарушение до того, как о нем узнает антимонопольный орган», – подчеркнул замглавы ФАС.

В Великобритании, США, Канаде, Франции и Европейском союзе конкурентные ведомства уже подготовили рекомендации для корпораций по использованию процедур комплаенса. В России такая работа уже тоже началась. В Стратегии развития антимонопольного законодательства ФАС России комплаенс выделен отдельным пунктом. «Для его реализации – построения эффективной системы комплаенс-контроля с учетом лучших международных практик в настоящее время мы знакомимся с опытом наших западных коллег», – отметил Андрей Цыганов.

В многих зарубежных компаниях комплаенс уже является неотъемлемым элементом системы корпоративного управления. Однако и российские компании не отстают. Они начали самостоятельно прорабатывать эту тему – создавать этические кодексы, разрабатывать торговые политики. 

Сейчас и в России, и за рубежом ведутся дискуссии: можно ли рассматривать наличие комплаенса в корпорации в качестве смягчающего обстоятельства при вынесении решения по нарушению антимонопольного законодательства. Мнения расходятся, но в любом случае система должна работать, а если она не смогла предотвратить нарушение, то значит в ней что-то не так, она требует доработки.

«Размер компании на самом деле тоже не важен, – отметил замглавы ФАС. – Система комплаенса играет значимую роль в управлении как корпораций, так и средних, малых предприятий. Кроме того, она может быть применена органами исполнительной власти и местного самоуправления с учетом специфики антимонопольного законодательства».

ФАС России

17 октября 2014 г.