9 сентября 2014 года состоялось совместное заседание Штаба
по совместным расследованиям нарушений антимонопольного законодательства
государств-участников СНГ и Международной рабочей группы по исследованию
проблем конкуренции в фармацевтическом секторе.
В заседании приняли участие конкурентные ведомства Армении,
Азербайджана, Болгарии, Белоруссии, Египта, Китая, Индии, Сербии, Турции,
Чехии, а также ряд международных организаций – Исполнительный комитет СНГ,
Евразийская экономическая комиссия, ЮНКТАД и Еврокомиссия. Председателем
заседания выступил руководитель Штаба – заместитель руководителя Федеральной
антимонопольной службы Анатолий Голомолзин.
«Подготовка доклада по итогам масштабного исследования состояния
конкуренции на рынках лекарственных средств государств-участников СНГ
завершена. В его создании приняли участие конкурентные ведомства России,
Казахстана, Молдавии, Кыргызстана, Украины, Белоруссии, Армении и Таджикистана,
– отметил Анатолий Голомолзин. – В докладе отражены оценка состояния
конкуренции на фармацевтических рынках стран СНГ, проблемы выхода на рынок
новых участников, особенности отраслевого регулирования, а также рекомендации
по развитию конкуренции с учетом международного опыта».
Заместитель начальника Управления контроля социальной сферы и торговли ФАС
России Надежда Шаравская выступила с презентациейоб общих для всех стран СНГ проблемах развития конкуренции на фармацевтических
рынках и предварительно согласованных с конкурентными ведомствами
государств-участников СНГ подходах по их решению.
Также Надежда Шаравская поделилась информацией об изменениях
в законодательстве Российской Федерации, направленных на развитие конкуренции
на фармрынках. Так, в частности, в законодательство были введены требования о
закупке лекарств по международным непатентованным, а не по торговым
наименованиям; установлен запрет на включение в один лот разных лекарств выше
установленной правительством суммы, запрет на включение в состав смешанных
лотов наркотических, психотропных, радиофармацевтических лекарственных средств,
а также лекарственные средства, не имеющие аналогов. Кроме того, были введены
требования назначения и выписывания лекарственных препаратов медицинскими
работниками на рецептурных бланках по международным непатентованным
наименованиям, а при их отсутствии – по группировочным наименованиям. При этом
фармкомпаниям запретили осуществлять недобросовестную маркетинговую политику по
продвижению препаратов с помощью коррупционного взаимодействия с конкретными
врачами, а врачам и фармацевтам участвовать в таком взаимодействии.
Для выхода на рынок новых участников и эффективного контроля за качеством
лекарственных средств, по мнению ФАС России, необходимо создать в стране единый
орган надзора. Если во многих странах контроль осуществляет 1 ведомство, то в
России – 6. Например, как сообщил старший координатор турецкого конкурентного
ведомства Али Демирёз, в Турции выдает лицензии и устанавливает максимальные
цены на лекарства Министерство здравоохранения.
Совместная со странами СНГ работа по исследованию вопросов конкуренции на
фармрынках и формирования цен на лекарства уже оказала первый положительный
эффект: на некоторые жизненно важные препараты цены снизились. В ближайшее
время итоговый вариант доклада будет направлен в Исполнительный Комитет СНГ для
рассмотрения в установленном порядке для подготовки предложений по
совершенствованию государственной политики в странах СНГ и улучшению
регулирования фармацевтических рынков в СНГ.
С учетом того, что речь идет не только об экономике стран, но и о здоровье
граждан, ФАС России предложила создать межгосударственную информационную
платформу по фармацевтике для антимонопольных органов разных стран. Эту
инициативу уже поддержали конкурентные ведомства Италии, Австрии, Турции, а
также Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД). «Проблемы национальные,
а решение требуется региональное», – подчеркнул глава отдела по конкурентной и
потребительской политике ЮНКТАД Хассан Какайа.
На настоящий момент уже решено создать секторальную базу данных по фармрынкам
на базе ЮНКТАД.
Такие базы данных планируется создать также по рынкам нефтепродуктов и
телекоммуникаций. Этот вопрос был обсужден на круглом столе с участием
ЮНКТАД.
ФАС России