Четверг, 12 февраля 2026 г.
Главная /  Новости /  ФАС придумала, как решить проблему дефицита...
ФАС придумала, как решить проблему дефицита бензина

Независимые трейдеры нашли понимание в ФАС в противостоянии монополии нефтяных компаний на рынке нефтепродуктов. Как рассказал замглавы ведомства А. Голомолзин, ФАС предлагает обязать владельцев НПЗ заключать типовые договоры на поставку топлива независимым АЗС. Чиновники надеются, что тем самым будут защищены права всех участников топливного рынка от монополизма крупных игроков.

ФАС предлагает упорядочить договорные отношения между нефтяными компаниями — владельцами НПЗ и независимыми операторами рынка и ввести в деловой оборот практику заключения типовых договоров, в которых должны быть строго прописаны симметричные права и обязанности сторон, рассказал РБК daily А. Голомолзин. По его словам, контракты на поставку существуют и сейчас, но поставщик может отказаться от его исполнения без мотивации причин. «Наша практика рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства показывает, что компании уклоняются от формирования четких договорных отношений. Стороны заключают договор, но там нет существенных условий (сроков, точных объемов, обязательств. — РБК daily), они являются предметом дополнительного согласования уже по телефону», — добавил г-н Голомолзин. В итоге привлечь виновных в злоупотреблении своим положением фактически невозможно.

Как рассказал РБК daily один из трейдеров на нефтепродуктовом рынке, подача заявок на определенный объем определенного вида топлива производится во второй половине каждого месяца. Однако чаще всего заявки удовлетворяются частично или вообще не удовлетворяются. «Руководство НПЗ никогда не объясняет причин, по которым конкретному трейдеру было отказано в отгрузке нефтепродуктов», — говорит он. Собеседник указывает на то, что при осуществлении поставок завод нередко пытается покрыть дефицит одного типа нефтепродуктов излишками другого. Например, когда трейдер приезжает на НПЗ, чтоб забрать цистерну 92-го бензина, поставщик может поставить ультиматум: либо вместе с бензином взять такой же объем дизельного топлива, которого чаще всего в избытке, либо он не получит вообще ничего. Никаких отсрочек в платежах или объемах топлива НПЗ в таких случаях не принимает.

Трейдер говорит, что заводы часто не соблюдают и сроки поставки (по договору, как правило, это месяц). Однако подавать в суд на НПЗ в таких случаях не принято: необходимо поддерживать хорошие отношения с поставщиками, чтобы не пришлось искать новых, добавляет собеседник.

А. Голомолзин рассчитывает, что типовые договора войдут в практику уже в текущем году. Он не исключил, что обязанность их заключения станет одним из пунктов законопроекта «Об обороте нефти и нефтепродуктов».

Впрочем, в компаниях достаточно прохладно отнеслись к изменению условий действующих контрактов с трейдерами. В ЛУКОЙЛе РБК daily сообщили, что нового типового договора компания не разрабатывает, типовой договор поставки нефтепродуктов с НПЗ компании существует уже много лет и размещен на сайте. В ТНК-ВР и «Газпром нефти» не комментируют законодательные инициативы. С представителем «Роснефти» связаться не удалось.

Участники рынка считают, что типовые договора — это еще один способ контролировать деятельность ВИНК со стороны ФАС. «Договора нефтяных компаний, которые изучает в настоящее время ведомство в рамках расследуемых административных дел, ничтожны. По ним оно не может привлекать к ответственности», — поясняет один из собеседников РБК daily. А заключение контрактов на условиях, предлагаемых антимонопольщиками, даст им возможность мониторить все договорные отношения компаний.

В Российском топливном союзе знают о предложении ФАС и поддерживают его, однако считают, что от текущих проблем на нефтепродуктовом рынке оно не избавит. «Главная беда сейчас в том, что топливо не поступает на свободный рынок по ценам заводов. Компаниям это просто не выгодно. Как повернуть эту ситуацию — вот самая основная задача, стоящая сейчас перед ФАС и Минэнерго», — сказал президент союза Е. Аркуша.

 

РБК daily

06 октября 2011 г.

Главная цифра

1,5 млн руб.

– такой верхний предел штрафа за картели по ст. 178 УК РФ предложено установить.

Опрос