В первые три месяца работы нового закона о госзакупках удалось выявить очень много проблем. В то же время без этого механизма, особенно если он правильно функционирует, вообще невозможно добиться экономического роста. К такому выводу пришли участники десятой выставки-форума "Госзаказ-2014", пишет "Российская газета".
Федеральный закон N 44-ФЗ, который начал работать с 1 января 2014 года, стратегически лучше, чем 94-й, и способен качественно работать от планирования закупки до доставки, констатировал глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев. Заметил он и другие успехи: в I квартале 2014 года закупок совершено на сумму более 457 миллиардов рублей. В сфере строительства экономия на закупках по конкурсу составила 2,8 процента, по аукциону - 4,9 процента.
Однако практика первого квартала показывает, что работы и проблем еще очень много, констатировал глава ФАС. "В строительстве замечаем искусственное укрупнение заказа до 150 миллионов рублей (госнужды) и до 50 миллионов (муниципальные нужды). Это выводит на конкурс, а не электронный аукцион. И приводит к махинациям и откатам, - начал перечислять чиновник. - В конкурсах с ограниченным участием встречается "заточка" под нужного подрядчика путем произвольного установления заказчиком требований к материальным ресурсам".
По мнению Артемьева, "ни в какие ворота не лезет сохранение параллельной системы госзаказа: можно вообще не проводить никаких торгов, а прямо из бюджета муниципального образования дать субсидию своему ГУПу". По его словам, до четверти бюджета в крупных муниципальных образованиях таким образом вообще выводится из системы госзакупок, "эта система должна быть уничтожена".
Есть проблемы и с привлечением малого и среднего бизнеса. "Заказчик обязан осуществить не менее 15 процентов закупок у этого сегмента. Часто это делают через привлечение в качестве соисполнителей. Это невозможно администрировать или предприниматели получаются связанные с генподрядчиком", - заметил Игорь Артемьев.