На мероприятии, которое состоялось в рамках проведения «Дня конкуренции в России», заместитель руководителя ФАС России Андрей Цариковский подчеркнул: «Создание ФКС было необходимо. Если проводить аналогию между системой госзаказа и коммунальной квартирой, а тех, кто пытается заработать на этой системе незаконным путем представить, как зловредных насекомых, то 94-ФЗ помог нам уничтожить вредителей в одной комнате, но они разбежались по другим и стали еще злее, а ФКС поможет нам вытравить этих насекомых во всей квартире».
Начальник Управления контроля размещения государственного заказа Татьяна Демидова отметила, что ФКС сохранила механизм 94-ФЗ и контрольные полномочия, которые распространяются на Рособоронзаказ и ФАС России, и рассказала об основах ФКС.
Основные отличия ФКС от Закона о размещении заказов:
- Законодательно закреплены система планирования и обоснования закупок, а также новые методы обоснования начальной (максимальной) цены контракта;
- В дополнение к существующим способам закупок (конкурс, аукцион, запрос котировок) введены новые способы определения поставщиков: конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос предложений;
- Предусмотрена возможность централизации закупочной деятельности. На федеральном уровне, уровне субъектов, муниципальном уровне возможно создание уполномоченных органов, которые будут осуществлять полномочия по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков;
- Предусмотрены антидемпинговые меры;
- Введен реестр банковских гарантий – система учета банковских гарантий, которая должна исключить возможность представления участником закупки поддельной банковской гарантии;
- Изменение условий проведения запроса котировок;
- Введен механизм одностороннего расторжения контракта заказчиком в случае нарушения существенных условий контракта исполнителем;
- Изменен перечень сведений, вносимых в реестр недобросовестных поставщиков. В реестр вносятся не только сведения о юридическом лице, уклонившемся от подписания контракта (недобросовестно исполнившем контракт), но и сведения об учредителях, членах коллегиальных исполнительных органов, лиц, исполняющих функции единоличного исполнительного органа таких юридических лиц.
В целях разъяснения деталей законодательства о госзаказе Андрей Цариковский предложил включить в набор программ Учебно-методического центра ФАС России (УМЦ), открывшегося в 2012 году в г. Казань, обучение по теме госзаказа.
Заместитель начальника Управления контроля размещения
государственного заказа Мария Томах дала практические комментарии и разъяснения
Закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
(223-ФЗ).
«223-ФЗ действует уже более года и по своему объему он небольшой, но, несмотря
на это, к нам регулярно обращаются за разъяснениями его положений», - отметила
она. Замначальника профильного управления ФАС России рассказала о
порядке вступления в силу поправок в 223-ФЗ, об уже принятых и еще находящихся
на согласовании нормативно-правовых актах, созданных в целях эффективной
реализации 223-ФЗ. Например, установление административной ответственности за
нарушение требований 223-ФЗ - на сегодняшний день соответствующий законопроект
внесен в Правительство.