О том, что соответствующее постановление было принято, во вторник сообщил замминистра экономического развития Евгений Елин. Тем самым правительство наконец поставило точку в споре об объеме «подотчетных» сделок. А заодно и в споре между общественными организациями, предлагавшими ввести жесткие нормы прозрачности, и ведомствами, разрабатывавшими закон о ФКС, который вступает в силу с 1 января 2014 года.
Предложение прописать в законе обязанность победителей торгов по раскрытию конечного бенефициара впервые прозвучало в поправках Ассоциации менеджеров России (АМР) и «РосПила», представленных прошлым летом ко второму чтению законопроекта о ФКС в Госдуме. Правда, там фигурировала цифра отсечения 30 млн рублей. А при заключении контракта стоимостью выше 20 млн рублей общественники предлагали обязать раскрывать и всех субподрядчиков. Они посчитали, что таким образом можно будет «опрозрачить» как минимум 70% всех госзакупок.
Минэкономразвития, в свою очередь, предлагало установить пороговое значение на уровне 50 млн рублей.
В апреле после двухлетней дискуссии сначала в правительстве, потом в Госдуме президент подписал закон о ФКС. Прямого указания на стоимость контракта, получение которого грозит исполнителю раскрытием заинтересованных сторон, в нем нет. Пробел и восполнило принятое правительством постановление.
Елин на основании информации из аппарата правительства рассказал, что после долгих споров решили остановиться на том, что в части покупок для федеральных нужд эта цена должна составлять 1 млрд рублей, для субфедеральных и муниципальных нужд — 100 млн рублей. В пояснительной записке к проекту постановления, который Минэкономразвития представило в мае, отмечалось, что предметом таких контрактов в 75% случаев является строительство и реконструкция автодорог, зданий и сооружений.
Замминистра добавил, что отдельной и долгоиграющей темой стоял вопрос оборонного заказа.
— Было предложение установить планку для оборонки на уровне 500 тыс. рублей, то есть фактически все закупки должны были бы декларироваться с точки зрения бенефициаров, но от этого предложения в ходе разработки отказались.
В итоге, сказал Елин, отдельную планку сняли, а Рособоронзаказ будет действовать на тех же принципах, что и другие хозяйствующие субъекты.