ФАС России подготовила методические рекомендации по вопросам рассмотрения заявлений, дел о нарушении антимонопольного законодательства, связанных с установлением монопольно высоких цен на услуги доступа к сети Интернет, необоснованного установления разных цен на данные услуги в различных населенных пунктах (Письмо от 22.07.2013 № АГ/28438/13).
Разъясняется, что при оценке доминирующего положения хозяйствующего субъекта, действия которого рассматриваются на наличие признаков нарушения статьи 10 Закона о защите конкуренции, необходимо руководствоваться принципом технологической нейтральности, оценивая основные функциональные характеристики услуги доступа к сети Интернет (качество, цена, мобильность) и понимая, что оказание услуг доступа к сети Интернет с использованием различных технологий не может само по себе являться достаточным условием для определения продуктовых границ товарного рынка рамками одной технологии.
Также даются пояснения, что при оценке обоснованности установления различных цен на услуги доступа к сети Интернет в различных населенных пунктах важно правильно определить географические границы товарного рынка, основываясь на положениях Порядка проведения анализа состояния конкурентной среды на товарном рынке (утв. Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220). При этом необходимо учитывать, что сети передачи данных являются сетями связи, определяемыми по технологии реализации оказания услуг связи, и не имеют географической привязки к населенному пункту, субъекту Российской Федерации. Решение об архитектуре сети (сетей) передачи данных оператор связи принимает самостоятельно. Таким образом, заключает ФАС России, границы расположения сети передачи данных конкретного оператора связи могут ограничиваться только границами его лицензионной территории.
Антимонопольное ведомство, кроме того, сообщает, что при исследовании обстоятельств установления монопольно высокой цены необходимо провести оценку обоснованности расходов, включенных в цену услуги, а также уровня доходов оператора связи.