Российский МИД собирается потратить 1,1 млрд рублей на авиаперелеты своих сотрудников и объявил конкурс по выбору агента, которому будет поручена покупка авиабилетов. Однако условия конкурса достаточно специфические: агентская компания должна располагаться не дальше 300 м от самого МИДа, иметь как минимум семь сотрудников и кассы во всех московских аэропортах. В ФАС усматривают в конкурсной документации ограничение конкуренции, но вмешиваться в ход тендера пока не собираются.
Министерство иностранных дел России разместило на сайте госзакупок два заказа — один на приобретение авиабилетов для сотрудников центрального аппарата ведомства на 840 млн рублей, второй — на 304 млн рублей — на билеты для работников дипмиссий за рубежом.
По первому лоту предполагается покупка ориентировочно 10 тыс. билетов, из которых 49% эконом- и бизнес-класса и лишь 2% — 1-го класса. Также предполагается перевозка 60 т сопровождаемого сверхнормативного багажа. По второму лоту предусмотрена покупка 7,5 тыс. билетов, из которых на долю экономкласса приходится 65%, на бизнес-класс — 25% и 10% — 1-й класс. Кроме того, предполагается перевозка 240 т сверхнормативного багажа.
В общей сложности услуги авиакомпаний обойдутся МИДу в 1,104 млрд рублей, что составляет чуть меньше 2% от всего бюджета госпрограммы «Внешнеполитическая деятельность».
К участникам конкурса по выбору билетного агента предъявляются достаточно серьезные требования: наличие собственных билетных касс в московских аэропортах, минимальная численность сотрудников (семь человек), которые будут обслуживать МИД, и круглосуточный режим работы. Но самым оригинальным является требование наличия представительства на расстоянии не более 300 м от центрального здания МИД на Смоленской площади. Кроме того, в списке аэропортов, в которые агентство способно отправить пассажира, указаны практически все основные аэропорты мира. В том числе даже те, в которых нет регулярного пассажирского сообщения.
Как рассказали «Известиям» в МИДе, эти требования отражают потребности дипломатического ведомства и являются вполне реалистичными. Этим требованиям вполне соответствует ФГУП «Главное производственно-коммерческое управление по обслуживанию дипломатического корпуса при МИД РФ» (ГлавУпДК), которое сейчас выполняет роль билетного посредника. ГлавУпДК является коммерческой организацией, находящейся в ведомственном подчинении МИДа. А его учредителями являются правительство России, МИД и Росимущество.
Как объяснил «Известиям» представитель ФАС, даже на первый взгляд здесь можно усмотреть нарушения антимонопольного законодательства, направленные на то, чтобы конкурс выиграл нынешний подрядчик. Однако, подчеркнул представитель ведомства, пока в ФАС не поступит обоснованной жалобы от кого-либо из участников конкурса, причин проводить проверку не будет. А без проверки невозможно однозначно оценить происходящее.