19 июня 2013 года в рамках визита делегации ФАС России в
Париж заместитель руководителя российского антимонопольного ведомства Анатолий
Голомолзин принял участие в заседании Комитета по конкуренции ОЭСР.
В первой части мероприятия были подведены краткие итоги прошедших накануне
заседаний Рабочих групп № 2 и № 3 Комитета, а также были представлены краткие
отчеты по текущей деятельности координаторами по Глобальному взаимодействию,
работе с Международной конкурентной сетью и ЮНКТАД.
В сообщении исполнительных органов Комитета, в частности, было отмечено, что
существует ряд механизмов международного взаимодействия: интеграция и
гармонизация в рамках интеграционных образований (например, Евросоюза);
специализированные международные двусторонние соглашения; формализованное
(зонтичного типа) регуляторное сотрудничество (например, между США и Канадой);
в рамках международных организаций (таких как ОЭСР); в рамках региональных
соглашений (FTA); трансгосударственные сети регуляторов (ICN, Basel); отдельные
юридически закрепленные требования по вопросам обмена информацией (например, по
антикриминальному межстрановому взаимодействию); внедрение международных
стандартов; применение «мягкого» законодательства (принципы и руководства);
прямой диалог и обмен информацией, не имеющей коммерческого характера. По
имеющимся данным порядка 90% используемых механизмов касается
неформализованного обмена информацией некоммерческого характера (общая
информация о событиях, обмен по вопросам методологии и т.п.).
Ключевыми тенденциями в этой области являются расширение международного
сотрудничества с одновременным снижением связанных с этим затрат, легитимизация
механизмов и институтов сотрудничества, переход от полной гармонизации правил к
применению более гибкого регуляторного механизма, возрастание роли
мультимодального регуляторного сотрудничества и частного саморегулирования.
Одним из вопросов, который обсуждался, стало обобщение практики применения
Рекомендаций ОЭСР по международному сотрудничеству от 1995 года, а также
подготовка соответствующих предложений по усовершенствованию этого документа:
исключение мало применяемых положений; снятие излишне формализованных требований
к представлению информации, в том числе переход на электронные формы; учет
особенностей обмена информацией, связанной с отдельными аспектами деятельности
такими, как слияния, рассмотрение дел о злоупотреблении доминирующим
положением, расследование картелей. Предполагается также уточнение понятия
конфиденциальности информации, а также процедур обмена конфиденциальной
информацией.
Как члены, так и не члены ОЭСР представили свои обзоры по конкуренции за 2012
год, в том числе и Россия. Также в рамках заседания Комитета были доложены
обзоры по конкуренции за 2012 год таких стран, как Мексика, Греция, Исландия,
Польша, Ирландия, США. Особое внимание в докладе Греции обращалось на
конкурентную политику в условиях кризиса. Во время выступления представитель
греческого конкурентного ведомства отметил, что кратно возросло количество дел
о нарушении антимонопольного законодательства. Так, в рамках расследования дел
о нарушении антимонопольного законодательства была вынесена 31 рекомендация в
сфере топливных рынков. Приоритетными направлениями деятельности были такие
рынки, как производство и распределение природного газа, базовые
потребительские товары, строительные материалы, фармацевтические товары,
кабельные и спутниковые сети. В настоящее время идет реструктуризация в
банковском секторе страны.
Исландское ведомство заметило, что с учетом банковского кризиса особое внимание
уделяется финансовому рынку. В телекоммуникационной отрасли принимаются меры по
структурному обособлению в сфере оказания оптовых и розничных услуг. Был принят
ряд поправок в антимонопольное законодательство, в том числе касающийся
расширения возможностей по анализу рынков, аналогичному принятому в
Великобритании, и позволяющему учитывать олигопольную структуру рынков. Эти
новые механизмы используются, в частности, при расследованиях на рынках
нефтепродуктов.
В Польше были приняты поправки в законодательство, часть которых затрагивает
программы смягчения наказания, процессуальные аспекты проведения расследований
и др. Антимонопольное ведомство подготовило доклад по развитию конкуренции и
защите прав потребителей на рынке газа в Польше. Также в 2012 году на указанном
рынке было рассмотрено 2 дела о злоупотреблении доминирующим положением
компанией PGNIG.
США в рамках представления положений годового доклада, в частности, было
обращено внимание на информацию по делу в фармацевтической отрасли, решение по
которому было поддержано высшей судебной инстанцией страны. Нарушение касалось
соглашения по плате за отказ от вывода на рынок лекарств-дженериков. Ранее
аналогичное дело было рассмотрено в Евросоюзе.