Принятые 26 апреля Госдумой поправки в закон "О рекламе" депутатов Виктора Звагельского и Заура Аскендерова, разрешающие заключать 10-летние договора аренды рекламных мест, содержат положения, которые "могут поставить в тупик" применение закона на практике. К такому выводу пришли в Совете Федерации в ходе рассмотрения текста документа. Новые поправки в закон "О рекламе" вызвали неоднозначную реакцию рекламистов: большинство работающих в отрасли компаний назвали их "законом о переделе рекламного рынка", так как в документ не вошли одобренные правительством меры по поддержке малого и среднего бизнеса.
Госдума приняла поправки депутатов Звагельского и Аскендерова в закон "О рекламе" в ускоренном порядке: на прошлую пятницу было запланировано рассмотрение законопроекта только во втором чтении, однако Дума решила не затягивать и приняла инициированный московскими чиновниками документ сразу во втором и третьем чтениях. Авторы поправок утверждали, что основная цель законопроекта - упорядочение процедуры заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, а также упрощение процедуры демонтажа незаконно установленной рекламоносителей. Принятый депутатами в первом чтении текст был серьезно переработан. Так, осенью прошлого года Дума проголосовала за увеличение сроков заключения договоров аренды рекламных мест с 5 до 15 лет, однако в пятницу был принят вариант, по которому срок договора будет увеличен до 10 лет.
В ускоренном порядке рассмотрел закон и Совет Федерации, одобривший документ днем позже. Однако у ряда сенаторов появились серьезные вопросы к документу. Качество законопроекта "явно пострадало вследствие применения Госдумой ускоренной процедуры его рассмотрения", - отметил в своем заключении на законопроект комитет Совфеда по федеративному устройству. Председатель комитета Степан Киричук в своем отзыве отметил, что "в тексте принятого закона появились положения, которые могут поставить "в тупик" его применение на практике, а также сделать нереализуемой заложенную в нем - как одну из основных - и детально прописанную процедуру демонтажа незаконной наружной рекламы".
Но сенаторы - не единственные, у кого остались вопросы к авторам законопроекта. Принятый Думой закон не содержит целого ряда важных поправок, получивших одобрение правительства РФ и Федеральной антимонопольной службы (ФАС), отмечают специалисты. В списке на отклонение оказалась ключевая поправка, в которой речь шла о выделении в рекламных схемах мест для конструкций малого и среднего бизнеса и введении отдельной процедуры торгов для таких предприятий. Дело в том, что, по различным оценкам, в зависимости от региона на небольшие предприятия приходится от 60% до 80% рынка наружной рекламы. Без законодательной поддержки такие компании вряд ли смогут конкурировать на торгах за рекламные места с крупными медиахолдингами. Исполнительный секретарь отраслевого отделения по рекламе "Деловой России" Дмитрий Крючков называет поправки Звагельского "законом о переделе рынка наружной рекламы в России".