Суд рассмотрел иск к группе предпринимателей и юридических лиц о взыскании дохода, полученного в результате нарушения антимонопольного законодательства. Установлено, что члены картеля координировали свои действия при участии в 82 открытых электронных аукционах на поставку оборудования и выполнение работ для государственных и муниципальных нужд. Они использовали общую инфраструктуру и создавали лишь видимость конкуренции. В результате доход по контрактам, заключенным в рамках сговора, превысил 300 млн руб.
Суд первой инстанции удовлетворил иск о взыскании указанной суммы в доход РФ как полученной по ничтожным сделкам, совершенным в рамках незаконной монополистической деятельности. Апелляция отменила это решение и отказала в иске, исходя из того, что картельное соглашение является административным правонарушением, и антимонопольный орган сначала должен вынести предписание о перечислении дохода в бюджет. Лишь при его неисполнении, по мнению апелляции, возможно обращение в суд. Кассация согласилась с этой позицией.
Верховный Суд РФ, рассмотрев кассационное представление, указал, что действия ответчиков привели к ограничению конкуренции и необоснованному расходованию бюджетных средств. В связи с этим антиконкурентное соглашение и все заключенные на его основе государственные контракты являются сделками, совершенными с заведомо противоправной и антисоциальной целью.
При этом Суд подчеркнул, что взыскание дохода, полученного по таким сделкам, не зависит от факта вынесения антимонопольным органом предписания. Эта мера направлена на восстановление баланса публичных и частных интересов путем изъятия незаконно полученных средств.