Об этом сообщила начальник управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции службы Татьяна Никитина на заседании Комиссии по экономическим вопросам при Экономическом совете СНГ.
Напомним,
ранее в рамках 58-ого заседания Межгосударственного совета по антимонопольной политике были утверждены Модельные практики взаимодействия маркетплейсов с правообладателями и продавцами. Они объединяют добросовестные подходы по предотвращению реализации неоригинальных товаров на онлайн-площадках и направлены на защиту интеллектуальных прав.
Участие в подготовке документа приняли конкурентные ведомства Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана и Узбекистана. Модельные практики носят рекомендательный характер. Государства – участники СНГ могут дополнять их с учетом особенностей национального регулирования.
В документе обозначены основные инструменты, которыми стороны могут воспользоваться в рамках защиты своих интеллектуальных прав и пресечения реализации неоригинальных товаров. Среди них – предоставление продавцом необходимых документов об ассортименте перед размещением предложения на онлайн-площадке. Такая процедура основана на принципах добросовестности, честности, справедливости, беспристрастности и недискриминации.
Система «красных флажков» также повышает вероятность обнаружения подозрительной продукции. Это своеобразные индикаторы, при наличии которых правообладатель сможет обратить внимание на признаки недобросовестной конкуренции. Например, значительно сниженная цена товара по отношению к оригинальному артикулу, наличие содержательных отрицательных отзывов покупателей, существенное количество возвратов товаров ненадлежащего качества и ряд других показателей.
Маркерами контрафакта также могут быть смешивание неоригинальных товаров с настоящими (пересортица) и использование ложных утверждений о составе, характеристиках и свойствах товаров с отсылкой на аналогичность оригинальным брендам.
Кроме того, Модельные практики описывают порядок реагирования на жалобы о контрафакте на онлайн-площадках, блокирования личных кабинетов недобросовестных предпринимателей, а также создания единой информационной системы маркетплейсов для борьбы с ними. Сведения о выявленных фактах реализации неоригинальных товаров в такой системе рекомендуется подтверждать вступившими в силу решениями судов.
ФАС России считает, что Модельные практики помогут развивать институт саморегулирования на цифровых рынках и электронную торговлю в целом в государствах – участниках СНГ, создавать безопасную среду для приобретения товаров, формировать культуру предпринимательства, а также поспособствуют недопущению нарушений антимонопольного законодательства.
Комиссия по экономическим вопросам при Экономическом совете СНГ одобрила документ.