Верховный Суд РФ согласился с нижестоящими судами в том, что действия заказчиков по Закону № 223-ФЗ по включению в Положение о закупках случаев закупок у единственного поставщика на конкурентных рынках нарушают ч. 1 ст. 3 Закона № 223-Ф3 и ч. 1 ст. 17 Закона № 135-ФЗ, если:
- закрепленный в Положении о закупках перечень оснований для закупки у единственного поставщика, включая неконкурентную закупку по принципу «электронного магазина», позволяет заказчику осуществлять такие закупки независимо от наличия конкурентного рынка и цены договора и охватывает практически всю сферу деятельности заказчика;
- Положением о закупке не определены обстоятельства, при которых неконкурентная закупка у единственного поставщика на конкурентных рынках является оправданной и необходимой, что предусматривает право заказчика использовать неконкурентный способ закупки, в том числе за счет бюджетных средств, не только на низкоконкурентных рынках или в исключительных случаях, но и в любых иных случаях;
- Положением о закупке создается возможность привлечения исполнителя без проведения торгов, что, как следствие, приводит к дискриминации, ограничению конкуренции, ставит под сомнение эффективность расходования бюджетных средств.
Действия заказчика по включению в Положение о закупках способа закупки у единственного поставщика без проведения конкурентных процедур независимо от конкурентного рынка правомерно квалифицированы антимонопольным органом как нарушение запрета, предусмотренного ч. 1 ст. 17 Закона №135-ФЗ, что подтверждается аналогичной судебной практикой в постановлениях АС Западно-Сибирского округа от 09.09.2022 № А75-17352/2021, от 07.08.2023 № А75-19756/2022 (Определение Верховного Суда РФ от 21.10.2025 № 304-ЭС25-10281 по делу № А75-12205/2024).
Ханты-Мансийское УФАС России