Очередная попытка провести конкурс на поставку Москве скоростных трамваев стоимостью 9 млрд руб. не обошлась без скандала. Среди потенциальных участников тендера вновь нашлись недовольные. На этот раз приостановить проведение торгов требует польский концерн Pesa.
Как стало известно РБК daily, жалобу группы Pesa управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) Москвы должно было рассмотреть вчера. По мнению дочернего предприятия польского производителя ООО «Песа», заказчик установил необоснованные требования к участникам. К конкурсу допускаются только производители товара, в связи с чем российская «дочка» лишена возможности подать заявку. Материнская Pesa не может этого сделать из-за отказа в аккредитации на электронной торговой площадке.
Вчера столичное УФАС не ответило на запрос РБК daily. В ООО «Песа» также не смогли пояснить, чем закончилось их обращение в антимонопольный орган.
Участие в тендере производителя — принципиальное условие конкурса, и ничего предосудительного в этом нет, говорит глава агентства «INFOLine-аналитика» Михаил Бурмистров. Кроме того, заказчик упоминал о том, что хочет видеть поставщиком российского производителя либо иностранного, но в партнерстве с отечественным игроком при условии локализации производства, напоминает аналитик. По мнению Михаила Бурмистрова, Pesa вряд ли удастся добиться проведения нового конкурса, так как ситуация коренным образом отличается от предыдущего конкурса, претензии участников к которому были обоснованными.
Неясно, почему польская компания не смогла получить аккредитацию на площадке, у других иностранных участников таких проблем не возникло, говорит Ярослав Кулик из Art De Lex. При этом юрист отмечает, что на сегодняшний день нет устоявшейся судебной практики по вопросу законности ограничения круга участников только производителями.
Pesa не подавала заявку на участие в первом конкурсе на поставку Москве 120 низкопольных трамваев. В ООО «Песа» объяснили это тем, что не успели подготовить все документы к сроку. «Что касается нынешнего аукциона, мы впервые сталкиваемся с таким условием, когда к участию допускается лишь производитель товара», — заявили РБК daily в компании. В департаменте транспорта Москвы ситуацию не прокомментировали.
Польский концерн Pesa (Pojazdy Szynowe PESA Bydgoszcz SA) специализируется на производстве поездов, вагонов и трамваев. Несколько лет назад компания выиграла один из крупнейших тендеров Европы на поставку Варшаве 186 низкопольных трамваев. В России трамваи Pesa эксплуатируются в Калининграде.
Столичные власти принялись искать поставщика продукции еще в начале июля, однако тогда сразу два участника торгов — Уралвагонзавод (УВЗ) и группа «Синара» обвинили организаторов в создании преференций тандему Alstom — «Трансмашхолдинг». ФАС хоть и не нашла нарушений в техзадании, все-таки предписала провести новый конкурс.
РБК daily