С августа по ноябрь власти Казани получили 863 млн руб., продавая на электронных торгах места под рекламные конструкции. При этом слишком крупные лоты закрыли дорогу на аукцион малому и среднему бизнесу.
Казанские власти заключили сделки по 1140 рекламным конструкциям, рассказала вчера на «деловом понедельнике» в мэрии глава управления наружной рекламы и информации (УНРИ) горисполкома Ирина Дябилкина. Общая сумма готовых контрактов — 862,9 млн руб. Плюс 3,5 млн руб. городской бюджет получит от уплаты госпошлин за оформление победителями торгов необходимых документов.
Последние аукционы пройдут в декабре; УНРИ выставит 55 мест под конструкции наружной рекламы (разбитые на три лота), пояснили «Ведомостям» в пресс-службе мэрии Казани. Начались аукционы в августе.
По словам Дябилкиной, итоговая стоимость конструкций всех форматов (еврощиты, пилоны, пилларсы) более чем впятеро превысила их общую стартовую цену в 138,8 млн руб.
Как следует из опубликованного вчера отчета УНРИ «о сделках по объектам рекламы в Казани», маржа в 40 из 150 лотов составляла от 300 до 700%.
Мэр Ильсур Метшин для сравнения привел цифры прошлых лет: «Когда в 2006 г. мы впервые заговорили о наведении порядка на рекламном рынке, городской бюджет получал в год 14 млн руб. всех доходов от рекламы. Сегодня мы сократили количество щитов с 1700 до 1200, но уже получили 863 млн руб.» (цитата по пресс-релизу мэрии).
Причины этих перемен в новых участниках рынка: в Казани теперь задают тон федеральные и транснациональные корпорации. По данным отчета, более 800 самых доходных мест под установку еврощитов
(3×6 м) разделили три компании и их представительства: «АПР-сити/ТВД» — 270 мест; ЗАО «Постер» и входящая в него «Форт медиа» — 148 мест; ООО «Фирма «Лариса-сити» («дочка» Gallery) — 216 мест. «Прайм» и «Руан» выкупили 55 и 71 место соответственно.
«Доступ к аукциону был и для малого, и для крупного рекламного бизнеса», — заверил Метшин подчиненных, посетовав на давление со стороны, малых и средних предпринимателей.
В конце октября ФАС России отказала шести рекламным компаниям, требовавшим приостановить торги как ущемляющие малый и средний бизнес. «Решение антимонопольной службы обжаловано в арбитражном суде», — рассказала вчера начальник юридического отдела ООО «Неон-арт-М» Татьяна Гаврилова. Она настаивает, что УНРИ организовало торги так, что в них легче участвовать крупным компаниям, а ФАС в этом деле не разобралась. Гаврилова приводит пример: не соблюден принцип «один лот — одно рекламное место». В отчете о сделках по объектам рекламы все лоты под еврощиты объединяют от 5 до 80 рекламных мест.
Гаврилова уверена, что исполком не должен был проводить электронные торги для транснациональных и малых компаний на одной площадке. Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» позволяет муниципалитету устанавливать стартовые цены самостоятельно и цена по еврощитам была на грани минимальной рентабельности для малых и средних компаний, утверждает она.
Сотрудница пресс-службы мэрии отказалась комментировать условия электронных торгов.
Старший юрист компании «Крикунов и партнеры» Евгений Колесников говорит, что закон не ограничивает размер лота, но с ситуацией, когда на торгах по наружной рекламе формировались бы такие большие лоты, он сталкивается впервые.
Заместитель гендиректора московской компании «Реклама сервис» Дмитрий Крючков считает, что, если в результате торгов количество игроков на рынке уменьшается, можно говорить о нарушении антимонопольного законодательства.
"Ведомости"