Общества «Стройтехконтроль», «Домус», «Ремкапитал», «Фабрика эко-мебели», «Монострой», «Служба поставки минеральных ресурсов», «Феликс Тверь» реализовали схему «таран» при участии в 8 закупках, общая НМЦК составила порядка 45 млн руб.
На рынке оказания услуг по строительному контролю Смоленским УФАС России было выявлено соглашение между перечисленными лицами, которые на протяжении длительного времени реализовывали схему «таран».
«Таран» — агрессивная стратегия поведения участников торгов, в ходе которой вначале одна компания делает минимальную ставку на повышение (снижение), а затем другая стремительно поднимает или снижает цену, используя максимальный шаг, то есть совершается резкий значительный скачок цены контракта. При этом повышением (снижением) занимается тот участник, заявка которого не соответствует требованиям аукционной документации закупки и/или требованиям, установленным законодательством.
Целью схемы «таран» является введение в заблуждение добросовестных участников аукциона и принуждение их к отказу от конкурентной борьбы для предоставления возможности одному из участников сговора заключить контракт по минимально (максимально) возможной цене.
Другая вариация схемы таран, использованная в данном случае, — когда члены картеля, заявки которых заведомо не соответствуют требованиям извещения о закупке, стремительно и последовательно снижают цену ниже рентабельной, вводя в заблуждение остальных участников торгов. Затем третий член картеля, используя возможность подачи окончательных ценовых предложений, подает ценовое предложение, приближенное к максимальному.
Данные организации действовали на территории Тульской, Костромской, Рязанской, Псковской и Новгородской областей, но «попались» на электронном аукционе, который проводила Администрация г. Вязьмы Смоленской области.
Особенностью выявленного картеля является тот факт, что все хозяйствующие субъекты входили в группу лиц, подконтрольную одному физическому лицу.
Антимонопольное законодательство регулирует прежде всего взаимоотношения между конкурентами, каковыми хозяйствующие субъекты, входящие в одну группу лиц, формально не являются, в связи с чем вне зависимости от степени добросовестности их действий, в том числе в ходе проведения торгов, действия таких лиц ранее не признавались как нарушающие антимонопольное законодательство и не образовывали картель, чем вышеперечисленные лица достаточно длительное время беззастенчиво пользовались.
Вместе с тем, Федеральным законом от 10.07.2023 № 301-ФЗ были внесены вступившие в силу с 1 сентября 2023 г. изменения в Закон о защите конкуренции, был отменен «иммунитет» в отношении лиц, входящих в одну группу лиц, подконтрольных одному лицу, при проведении торгов; с указанной даты действия лиц, входящих в одну группу, в случае «тарана» на торгах, стали рассматриваться так же, как и действия конкурентов.
Смоленское УФАС России признало данные общества нарушившими антимонопольное законодательство по п. 2 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции, выразившегося в заключении ограничивающего конкуренцию соглашения при участии в открытых аукционах, направленного на поддержание цен на торгах.
Организациям грозят оборотные штрафы в соответствии с ч. 2 ст. 14.32 КоАП РФ.
Читайте также: «Смоленское УФАС раскрыло картель на торгах на поставку нерудного материала для нужд СОГБУ «Смоленскавтодор» на сумму более 400 млн руб.».
Цифра недели
85%
картельных сговоров выявляется на госзакупках