Московское машиностроительное предприятие имени В. В. Чернышева в договоре на поставку нефтепродуктов и прочих химических веществ включило незаконное безальтернативное условие о рассмотрении споров сторон в третейском суде.
Заявитель в жалобе указал на незаконность «третейской оговорки», согласно которой все споры, разногласия или требования разрешаются путем арбитража, администрируемого конкретным учреждением в соответствии с его применимыми правилами.
Заказчик с жалобой не согласился, указав, что проект договора составлен в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Комиссия Московского УФАС оценила позицию заказчика критически, так как при размещении проекта договора в составе документации о закупке заказчик должен руководствоваться нормами Гражданского кодекса РФ, которые позволяют рассматривать споры как в арбитражных судах, так и в третейских судах.
Согласно позиции, изложенной в письме Минфина России, при формировании проекта договора заказчик вправе предусмотреть условие о возможности передачи спора в третейский суд при наличии арбитражного соглашения, заключенного сторонами договора.
В рассматриваемом случае наличие в проекте договора третейской оговорки не соответствует положениям Закона о закупках, так как не предполагает альтернативного выбора подсудности и означает, что все споры, вытекающие из такого договора, будут рассматриваться исключительно в третейском суде. При таких обстоятельствах Управление признало жалобу обоснованной и выдало заказчику предписание об устранении нарушения.
Заказчик с решением не согласился и обжаловал его в суде. Девятый арбитражный апелляционный суд подтвердил законность выводов Управления (дело № А40-206813/2023).