Рассказываем о недавних решениях ФАС России и УФАС по делам о нарушениях Закона о рекламе.
Натуральный состав лекарства не гарантирует эффективность и безопасность
Как установила ФАС России, ЗАО «Эвалар» сообщало о положительном действии препарата «Сабельника настойка» и эффективном избавлении от боли при лечении суставов. Также в рекламе утверждалось, что настойка безвредна для желудка и эффективна ввиду натурального состава.
По закону реклама лекарств не должна уверять в положительном действии и отсутствии побочных эффектов. Кроме того, запрещено утверждать, что безопасность и эффективность препарата гарантированы его естественным происхождением.
Служба признала рекламу ненадлежащей и оштрафовала ЗАО «Эвалар» за нарушение рекламного законодательства. В связи с тем, что в 2023 г. компания уже привлекалась к административной ответственности за аналогичное нарушение, сумма штрафа была увеличена до 350 тыс. руб.
Нечитаемый шрифт равен отсутствию информации
Агентство недвижимости «Этажи» разместило рекламу ипотеки для семей с детьми и ставкой от 5,7%, а также — ипотеки с поддержкой от 7,1%.
Тюменское УФАС России установило, что Компания акцентировала внимание потребителей на наиболее привлекательных условиях, а существенные — разместила нечитаемым шрифтом.
У антимонопольных органов и судов сформировался единый подход, что нечитаемая информация признается отсутствующей в рекламе. Информация может быть таковой, если:
В рассматриваемых случаях отсутствующим признано наименование банка, которым предоставляется ипотека, а также иных сведений, влияющих на конечную стоимость (например, необходимость страховки, размера первого взноса, суммы и срока кредитования).
УФАС назначило агентству недвижимости административный штраф в размере 100 тыс. руб.
Реклама на знаках дорожного движения запрещена
К дорожному знаку, указывающему на начало пешеходной зоны, прикрепили рекламу продукции казанского кафе — двусторонний баннер с меню заведения.
При этом рекламодатель не учел, что распространение рекламы на указателе дорожного движения, его опоре или любом ином приспособлении, предназначенном для регулирования дорожного движения, не допускается в соответствии с требованиями законодательства.
Татарстанское УФАС России признало спорную рекламу ненадлежащей и нарушающей требования ч. 3 ст. 19, ч. 2 ст. 20 Закона о рекламе. Согласно предписанию антимонопольной службы кафе должно прекратить использование дорожного указателя для продвижения своих услуг.
Сведения о квалификации врачей клиники должны быть достоверными
Татарстанское УФАС России провело расследование, касающееся профессиональной подготовки врача из клиники «Спина». УФАС интересовало наличие признаков недостоверной рекламы: дипломы о том, что доктор обучался в КГМУ, были размещены в открытом доступе. Выяснилось, что это не соответствует действительности.
Причем данные о квалификации врача как мануального терапевта, кинезиолога и реалибитолога продолжали публиковаться и после предостережения регионального Росздравнадзора о недопустимости нарушения закона об охране здоровья.
Поскольку на официальном сайте и в соцсетях клиники была размещена информация, вводящая в заблуждение относительно предоставляемых медуслуг, предупреждение в рамках своих полномочий выдало и УФАС.
В отношении руководства клиники рассматривается вопрос о привлечении к административной ответственности за непредставление запрошенной УФАС информации. Сумма штрафа может составить от 100 до 300 тыс. руб.
Сведения о недостоверности размещаемых клиникой сведений также направлены в прокуратуру Республики Татарстан для принятия мер прокурорского реагирования.
Другие выпуски дайджеста доступны здесь.
Главная цифра
1-й
выпуск журнала «Конкуренция и право» за 2025 г. опубликован в электронной версии