Понедельник, 17 ноября 2025 г.
Пролистать
Телефон подписки
8 (800) 555-66-00
Главная /  Новости /  ФАС намерена расширить контроль распределения...
ФАС намерена расширить контроль распределения бюджетных средств

ВС РФ предстоит определить полномочия ФАС России по контролю процедур распределения субсидий из бюджета. По ст. 78 Бюджетного кодекса РФ, получатели субсидий, включая гранты, могут выбираться как решениями исполнительной власти, так и «по результатам проведения отбора получателей субсидий». Отбор проводится на конкурентной основе путем запроса предложений (по критериям и очередности поступления заявок) либо на конкурсе. Соблюдение процедур отбора и хочет контролировать ФАС России. Об этом сообщает «Коммерсантъ».

Конкретно спор в ВС РФ касается выделения средств из бюджета Омска на проведение капремонта домов на конкурсной основе - с оговорками о недопуске заявок, включающих работы, не относящиеся к общему имуществу либо к указанным в акте департамента городского хозяйства видам.

Победителем конкурса стало АО «Омскэлектро», с которым в декабре 2019 г. власти подписали договор. Однако в августе 2021 г. областное управление ФАС по итогам проверки пришло к выводу, что при выборе компании омские власти нарушили ст. 17 Закона о защите конкуренции. Департамент имущества и «Омскэлектро» оспорили это решение в суде.

Арбитражный суд Омской области в марте 2022 г. встал на сторону ФАС России, признав, что были «основания для отказа» в допуске заявки АО к участию в конкурсе и предоставления субсидии (отсутствие ряда документов и включение в ведомости непредусмотренных работ). Довод омских властей, что конкурс не подлежит контролю ФАС России, суд отклонил, указав, что отбор получателей субсидии - разновидность конкурентной процедуры.

Апелляция с этим согласилась, но кассация признала решение ФАС России незаконным, посчитав, что конкурс получателей субсидий не относится к обязательным процедурам для «предупреждения и пресечения монополистической деятельности», а «его результаты не оказывают влияния на конкуренцию».

Эту позицию ФАС России и обжаловала в ВС РФ, настаивая, что спорная процедура «по своей природе является торгами в контексте антимонопольного законодательства». ВС РФ счел доводы заслуживающими внимания и передал спор в экономколлегию. Слушание назначено на 19 июля.

В ФАС России напомнили, что в соответствии с п. 8 ст. 4 Закона о защите конкуренции условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами, являются дискриминационными.

«Таким образом, создание для отдельных хозяйствующих субъектов дискриминационных условий ведения деятельности, в том числе, при получении субсидий из государственного и муниципального бюджетов является нарушением Закона о защите конкуренции и основанием для принятия мер антимонопольного реагирования»,— добавляют в службе.

30 июня 2023 г.