Государственный фонд «Круг добра» может стать участником эксперимента по внедрению механизма риск-шеринга при закупках лекарств на федеральном уровне, пишет «Коммерсантъ». Этот механизм предполагает использование договорных моделей при закупках, что позволяет устанавливать дополнительные требования к производителям, такие как снижение объема обязательств покупателя в зависимости от результата применения препарата у конкретного пациента. В теории риск-шеринг увеличивает эффективность бюджетных расходов за счет исключения или сокращения нерезультативных трат. В первую очередь применение риск-шеринга оправданно для закупок сверхдорогих препаратов, используемых для монотерапии какого-либо заболевания.
Как заявил в ходе Петербургского международного экономического форума – 2023 глава «Круга добра» Александр Ткаченко, опробовать этот механизм на федеральном уровне можно было бы на закупках его фонда.
Сейчас фонд обеспечивает лекарствами 7,2 тыс. детей с тяжелыми и редкими заболеваниями, в том в числе со спинально-мышечной атрофией, для лечения которой используются препараты со стоимостью курса в десятки миллионов рублей.
Александр Ткаченко напомнил, что препараты включаются в списки закупаемых фондом после их анализа подведомственными Минздраву России структурами и обсуждения экспертным советом организации, что подразумевает их эффективность.
Профильные ведомства, занимающиеся регулированием госзакупок лекарств – Минздрав, Минфин и ФАС России, уже обсуждали с межфракционной рабочей группой Госдумы по совершенствованию «лекарственного» законодательства возможность внесения поправок в Закон № 44-ФЗ, которые позволили бы использовать механизм риск-шеринга. Однако пока, как рассказали в Минфине России, «у каждого из ведомств есть свои причины, по которым инициатива требует доработки». Так, ФАС России считает наилучшим механизмом снижения расходов конкуренцию поставщиков, Минфин России выступает против внесения изменения в Закон № 44-ФЗ, а у Минздрава России есть вопросы к тому, как совместить требования к эффективности препаратов, предъявляемые при их выводе на рынок, с дополнительными условиями модели риск-шеринга.
Один из авторов инициативы о легализации риск-шеринга депутат Госдумы Айрат Фаррахов отмечает, что практика регионов, в которых механизм внедряется в пилотном режиме, показала потребность в изменениях законодательства.
«Возможно, для внедрения риск-шеринга нужно было бы создать экспериментальный правовой режим по аналогии, например, с „цифровыми песочницами“, который позволил бы госзаказчикам, например, „Кругу добра“, временно не ориентироваться на нормы текущего законодательства, не совместимые с этим механизмом», – говорит депутат. Глава ассоциации «Инфарма» Вадим Кукава полагает, что после апробации риск-шеринг мог бы применяться и для госзакупок большего перечня лекарств в рамках других программ государственного лекарственного обеспечения.
Читайте также: «Власти рассматривают возможность риск-шеринга при госзакупках лекарств».