Понедельник, 2 октября 2023 г.
Пролистать
Телефон подписки
8 (800) 555-66-00
Главная /  Новости /  Предлагается отложить введение ответственности...
Предлагается отложить введение ответственности за нарушение требований к интернет-рекламе

В Госдуме предлагают как минимум до начала 2024 г. отложить введение ответственности за непредоставление информации в Единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР), пишет «Российская газета». Кроме того, депутаты предложили скорректировать систему штрафов, сделав ее более лояльной.

ЕРИР начал работу 1 сентября 2022 г. В результате его работы вся размещаемая онлайн-реклама должна быть маркирована, а информация о том, кто является рекламодателем, заказчиком и исполнителем, а также все платежи по таким договорам должны передаваться в реестр, доступ к которому будут иметь ФНС России, ФАС России и Росфинмониторинг.

В силу сложности регулируемых механизмов все санкции к участникам отрасли за отсутствие маркировки рекламы, некорректное ее размещение и прочее должны стартовать год спустя – 1 сентября 2023 г. Во исполнение этого в КоАП РФ 18 мая 2023 г. в первом чтении был принят ряд поправок.

31 мая 2023 г. председатель Комитета Госдумы по защите конкуренции Валерий Гартунг направил главе Комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Павлу Крашенинникову письмо, в котором с учетом целого ряда обстоятельств предлагается внести изменения в уже принятые в первом чтении поправки.

«Отсутствие официальных разъяснений по большинству вопросов, несовершенство системы учета интернет-рекламы создают правовую неопределенность для участников рынка при применении закона. С учетом поступивших предложений от участников рынка, такая дата должна быть установлена не ранее 1 января 2024 года», – говорится в письме.

«Сведения, которые нужно вносить в Единый реестр интернет-рекламы, очень объемные. Детали (структура, полнота требований, что туда должно быть включено, в каком виде) должны прописываться подзаконными актами, которых нет, – пояснил Гартунг. – Кроме того, многие эти требования в рамках регуляторной гильотины могут быть даже отменены. Правоприменительная практика еще не сложилась. Ни регулятор, ни участники рынка не понимают, каким образом это должно функционировать».

По его словам, введение в такой ситуации драконовских штрафов равнозначно убийству рынка. «Кроме того, не стоит забывать, что за последние полтора года интернет-среда сильно изменилась. Очень много ограничений, и трафик, и реклама упала. Поэтому те затраты, которые были посильны для участников рынка два года назад, сейчас уже неподъемны», – отмечает депутат.

При этом он согласен с тем, что штрафы за неисполнение требований закона должны вводиться. Но требования закона должны быть понятны рынку, должна быть их однозначная трактовка, они должны быть исполнимы: «Сейчас они непонятны и неисполнимы. Нужно дать отсрочку до того момента, пока государство не отрегулирует все спорные вопросы, не даст ответа на все вопросы, которые возникают у участников рынка».

С аналогичной позицией выступил и заместитель главы Комитета Госдумы по информационной политике Антон Горелкин. «Я выступаю за перенос срока наступления ответственности за нарушение Закона о рекламе. Это новая сущность на рынке. Нужно больше информации, нужны специалисты, которые помогают с маркировкой рекламы», – заявил он, отметив, что подготовит и свои поправки ко второму чтению.

Письму Гартунга предшествовали слушания, прошедшие 30 мая 2023 г. на площадке Общественной палаты РФ. Как следует из текста письма, подготовленного Российской ассоциацией электронных коммуникаций (РАЭК), «мало кто из участников рынка способен самостоятельно разобраться в работе ЕРИР и организовать взаимодействие с реестром».

Остальные, в том числе представители малого бизнеса, вынуждены привлекать дорогостоящих подрядчиков, что делает работу отрасли нерентабельной.

Авторы отмечают несоразмерные возможностям малого бизнеса и возможной общественной опасности нарушения требований размеры штрафов, предлагаемые законопроектом. Так, предусмотрены штрафы до 100 тыс. для граждан, до 200 тыс. для должностных лиц и до 500 тыс. руб. для должностных лиц (до 700 тыс. руб. для операторов рекламных данных (ОРД). Кроме того, отмечают авторы письма, отсутствует и такой формат, как предупреждение.

Еще одна зона риска, по мнению РАЭК, в том объеме данных, который передается в ЕРИР. Так, «только на 2022 г. в ЕРИР было передано более 15 млрд креативов цифровой рекламы. Такое количество передаваемой информации <…> неизбежно приведет к ошибкам со стороны регулируемых субъектов, что создает серьезные риски привлечения к ответственности в первую очередь добросовестных игроков рынка». Дополнительные риски связаны с тем, что «многие компании (и крупный бизнес не исключение) вынуждены вручную загружать все рекламные материалы, передавать данные по каждому креативу». Трудности автоматизации, по мнению РАЭК, еще и в том, что «многие компании не имеют возможности использовать технические решения по интеграции в мобильных приложениях в связи с риском удаления приложений из App Store из-за санкционной политики». Усложняет ситуацию и то, что «в связи с тем, что разъяснения ФАС, которые регулировали значительную часть правоотношений в сфере рекламы, были признаны недействительными в конце 2022 года, в настоящее время ФАС только разрабатывает (но еще не утвердила) руководство по исполнению обязательных требований, в которое планируется включить критерии разграничения рекламы и информации», – отмечается в письме РАЭК.

Только после вступления в силу закона ЕРИР начал формироваться как технология, говорит глава Ассоциации развития интерактивной рекламы (АРИР) Борис Омельницкий. «Только после 1 сентября 2022 года были официально утверждены ОРД – сервисы, разрабатываемые частными компаниями для раздачи токенов и сбора первичной информации с рекламного рынка для передачи в ЕРИР, – рассказал он. – Огромная часть рекламодателей не обучена маркировке – все знают про закон, пытаются его исполнять, но не понимают до конца, как проконтролировать полноту и точность исполнения».

«Бесконечная дискуссия и взывания в сторону ФАС о том, какая информация на сайте продавца является саморекламой, а какая товарным описанием, вопросы про то, в какой тональности пресс-релиз нужно выпускать, чтобы он не был определен как рекламный, вызывают у бизнеса ступор и непонимание того, что маркировать», – добавляет он.

Вступление положений о санкциях в силу не ранее 1 января 2024 г. будет уместной отсрочкой, считает президент Ассоциации блогеров и агентств (АБА), руководитель агентства hello blogger Татьяна Иванова. При этом будет возможность устранить ряд законодательных лакун, среди которых, например, отсутствие официального статуса рекламных агентств в Законе о рекламе (необходимо признать их информационными посредниками) и разграничение ответственности между участниками цепи.

В Роскомнадзоре категорически не согласны с постановкой вопроса, предложенной депутатами Госдумы и отраслью. Там рассказали, что меньше чем за год работы ЕРИР были вскрыты заметные противоречия в информации, загружаемой в систему.

«С сентября 2022 года рекламодатели внесли в ЕРИР информацию о размещении рекламы в сети на сумму 250 млрд рублей, рекламные агентства – о получении 218 млрд рублей, а рекламораспространителями, владельцами развивающими популярные ресурсы, внесено в систему учета рекламы получение 58 млрд рублей», – сообщили в ведомстве.

В Роскомнадзоре полагают, что принятый в первом чтении Госдумой законопроект о мерах административной ответственности направлен на создание условий для прозрачного выполнения всеми участниками рынка обязательств по учету рекламных кампаний в ЕРИР.

«Предусматриваемые при этом законопроектом штрафы соразмерны штрафам за другие нарушения законодательства о рекламе. Полагаем возможным поддержать установление ответственности с 1 сентября этого года», – заявили в Роскомнадзоре.

Читайте также: «Депутатов просят снизить штрафы за неправильную маркировку интернет-рекламы».

05 июня 2023 г.

Цифра недели

8600

предписаний выдано в первом полугодии 2023 г. в рамках контроля госзакупок

Опрос
Вам наиболее интересны новости по закупкам, проводимым в рамках?
Будем рады вашему участию в опросе редакции журнала «Конкуренция и право». Это займет меньше минуты.

Принять участие в опросе