Рассказываем о недавних решениях УФАС и судов, вынесенных по ст. 17 Закона о защите конкуренции, которая устанавливает антимонопольные требования к торгам, запросу котировок цен на товары, запросу предложений.
26 апреля 2023 г. Арбитражный суд Ростовской области подтвердил законность решения Ростовского УФАС России, которое признало Минтранс Ростовской области нарушившим ч. 1, 3 ст. 17 Закона о защите конкуренции путем укрупнения закупки на содержание автомобильных дорог в целях обеспечения победы конкретных участников.
Министерство объявило о проведении двух электронных аукционов с совокупной НМЦК более 3,5 млрд руб. В аукционных документах заказчик требовал выполнения 54 различных видов работ в 14 муниципальных районах и 34 территориальных образованиях региона. Эти территории удалены друг от друга и не являются составной частью единой дороги, но по документации работы должны осуществляться во всех них одновременно.
Кроме того, включение в аукционы почти всех муниципальных образований Ростовской области привело к завышению размеров обеспечения исполнения контрактов, что значительно затруднило подачу заявок для потенциальных участников.
УФАС установило, что ресурсы для исполнения контрактов на обозначенных условиях есть только у ГУП РО «Ростовавтодор» и ООО «Тацинское ДСУ». Более того, значительная часть структурных подразделений этих организаций находится именно в муниципальных образованиях, где требуется выполнить работы.
Таким образом, объединение в один лот работ по содержанию различных дорог, не связанных между собой и значительно удаленных друг от друга, привело к фактическому исключению конкуренции и обеспечению победы конкретных участников в аукционах.
Чувашское УФАС России оштрафовало ЗАО «ДРГ Техсистемс» за заключение антиконкурентного соглашения.
УФАС рассмотрело информацию СУ СК РФ по Чувашской Республике и признало Минздрав Чувашской Республики и «ДРГ Техсистемс» нарушившими п. 1 ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции. Министерство и компания заключили и реализовывали соглашение с целью создать для «ДРГ Техсистемс» преимущественные условия участия в торгах. При осуществлении закупки на поставку медицинского изделия (система линейного ускорителя), ввод его в эксплуатацию, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медизделие, предназначенное для АУ «Республиканский клинический онкологический диспансер», министерство установило в документации об аукционе условия, подготовленные представителем компании.
Кроме того, заказчик в период проведения закупки наделил представителя «ДРГ Техсистемс» правом участия от имени министерства в рассмотрении в УФАС жалобы потенциального участника аукциона, который указывал на ограничивающие конкуренцию требования технического задания.
«Заключенное соглашение привело к ограничению конкуренции и снижению количества участников закупки. За данное административное правонарушение ответственность предусмотрена частью 2 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», – уточнила временно исполняющая обязанности заместителя руководителя УФАС Анна Шевченко.
Пермское УФАС России возбудило дело по признакам нарушения администрацией Кудымкара ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции при организации пассажирских перевозок по муниципальным автобусным маршрутам.
Кудымкарская городская прокуратура сообщила УФАС о жалобах местных жителей на качество услуг в сфере пассажирских перевозок по муниципальным автобусным маршрутам. УФАС установило, что администрация Кудымкара организовала пассажирские перевозки по восьми муниципальным автобусным маршрутам, проигнорировав требование законодательства о конкурентных процедурах при проведении конкурса на заключение контрактов с перевозчиками (Закон об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автотранспортом и городским наземным электротранспортом в РФ).
При проведении конкурса администрация должна была руководствоваться Законом № 44-ФЗ, который предусматривает наличие открытой, прозрачной и честной конкурентной борьбы между всеми перевозчиками, желающими участвовать в конкурсе, на доступной всем электронной площадке, что позволяет выбрать лучших из возможных исполнителей контракта.
«Администрация Кудымкара определила победителей конкурса, минуя Закон № 44-ФЗ. Более того, власти муниципалитета максимально ограничили круг участников конкурса, нарочно указав единственный способ подачи заявки – по конкретному адресу в городе Кудымкаре вплоть до номера кабинета. Специальное ограничение количества претендентов, желающих принять участие в торгах, привело к тому, что по двум из восьми маршрутов заявился единственный участник. Понятно, что о возможности выбора лучшего качества предоставляемых услуг в этой ситуации говорить уже не приходится», – пояснил руководитель УФАС Александр Плаксин.
Приморское УФАС России возбудило дело по признакам нарушения администрацией Дальнегорска ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции при проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для обслуживания здания общежития в Дальнегорске.
УФАС установило, что администрация опубликовала извещение о проведении конкурса в газете за два дня до окончания срока подачи заявок без публикации конкурсной документации.
Информация о конкурсных процедурах должна размещаться на сайте torgi.gov.ru. Размещение в любых других источниках, в том числе в газете, не заменяет ее размещения на указанном сайте.
Кроме того, победитель конкурса еще до размещения извещения в газете внес деньги в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе. Это может говорить о том, что администрация заблаговременно предоставила участнику информацию о проведении конкурса.
В результате администрация лишила других участников возможности подать заявку и в конкурентной борьбе претендовать на заключение договора.
Также УФАС обратилось с иском в Арбитражный суд Приморского края о признании конкурса и заключенного по его результатам договора недействительными.
Другие выпуски дайджеста доступны здесь.
Цифра недели
31
мероприятие выполнено за три года реализации Нацплана развития конкуренции