Минфин России разместил для общественных обсуждений проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», вносящий в законы № 44-ФЗ и № 223-ФЗ коррективы в отношении условий применения национального режима – равного доступа к торгам российских и иностранных поставщиков. Об этом пишет «Коммерсантъ».
Ключевая новация документа – возможность вводить запреты и ограничения на закупку импорта госкомпаниями, до сих пор подобные преференции для российских поставщиков не применялись из-за обязательств РФ перед ВТО.
При этом в госзаказе практика запретов и ограничений уже распространена и урегулирована, но сторонники политики протекционизма отмечали недостаточность этого рынка (его емкость меньше объемов закупок госкомпаний) для поддержки отечественных поставщиков и настаивали де-факто на создании механизмов обхода международных обязательств, однако их инициативы не находили общей поддержки Правительства РФ.
Минфин России предлагает установить единые правила применения нацрежима в закупочных законах – сейчас их регулирует Закон № 44-ФЗ для госзаказа и Закон о внешнеторговой деятельности для всех компаний, включая государственные, и по общему правилу условия для поставщиков иностранных и российских товаров, работ и услуг должны быть равными.
Однако Правительство РФ может устанавливать запреты и ограничения на закупку иностранных товаров, работ и услуг и преференции при закупках российских.
Поправки обязывают Правительство РФ учитывать международные обязательства РФ (это и Договор о ЕАЭС для закупок по Закону № 44-ФЗ, и Соглашение ВТО для закупок по Закону № 223-ФЗ), сами же договоры могут содержать изъятия – так, обязательства не распространяются на закупки, составляющие гостайну.
В пояснительной записке приводится пример, как будет работать новая конструкция ограничений в закупках госкомпаний: во-первых, изъятия из нацрежима допускаются Соглашением ВТО в отношении закупок для военных целей, что позволит Правительству РФ расширить ограничения и запреты для госкомпаний, когда они являются исполнителями гособоронзаказа. Во-вторых, изъятия могут вводиться, если заказчики относятся:
Формулировки и рамочный характер поправок позволяют государству гибко управлять нацрежимом и распространять его де-факто на любые закупки, признавая госкомпании выполняющими социальные или управленческие функции – границы очертит правоприменительная практика.
Предлагаемые поправки могут вступить в силу с октября 2023 г.
Читайте также: «Решение всех вопросов по изъятию из нацрежима при госзакупках и закупках госкомпаний могут передать Правительству РФ».