Минфин России не планирует готовить предложения по корректировке закупочного законодательства в части проведения и заключения офсетных в рамках госзакупок, заявил заместитель министра финансов Алексей Лавров на форуме-выставке «Госзаказ».
«Офсетный контракт в грамотных руках – хороший инструмент, – цитирует Лаврова Интерфакс-ProЗакупки. – Считаем правильным оставить нормативную базу как есть и смотреть за использованием инструмента. По сути, находимся в начале эксперимента. Есть только 14 офсетных проектов на всю страну – это пока ни о чем. Причем ни одного межрегионального офсетного контракта, о необходимости которых говорили многие регионы».
При этом он отметил, что в сегменте офсетных контрактов множество неурегулированных вопросов. В частности, необходимо разобраться с системой централизации ресурсов в рамках одного субъекта для офсетных контрактов и продолжить эксперимент.
Также, по его мнению, неправильное применение офсетных контрактов влечет риски региональной дифференциации, неравномерного развития субъектов РФ, когда более богатые и развитые регионы смогут с использованием этого механизма концентрировать у себя новые производства.
«Риски концентрации присутствуют, и бороться с ними можно за счет межрегиональных офсетных контрактов, – сказал Лавров. – Более того, закон [44-ФЗ] не запрещает победителю размещать производство в другом регионе».
В свою очередь представители субъектов РФ указали на ряд проблем в части заключения офсетных контрактов и предложили скорректировать Закон № 44-ФЗ. Они отметили, что надо ввести возможность проведения офсетных закупок в рамках одного региона (централизация ресурсов), использования/привлечения средств Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС) для финансирования проектов по организации производства лекарственных средств, которые закупаются по линии ФОМС.
Временно исполняющий обязанности председателя Комитета по государственному заказу Санкт-Петербурга Денис Толстых указал на необходимость создать специальные условия для заключения офсетных контрактов в сфере ИТ. По его мнению, здесь требуется возможность изменения существенных условий офсетных контрактов, предусматривающих организацию производства компьютерной техники.
«Компьютерная техника меняется очень быстро – как в части параметров, так и в части цены, – сказал Толстых. – Строгие рамки офсетных контрактов, не предусматривающие коррекции таких условий, создают сложности для запуска соответствующих проектов».
Заместитель руководителя ФАС России Тимофей Нижегородцев считает, что новые нормы Закона № 44-ФЗ в части офсетных контрактов (как минимум в области фармацевтики) искажают идею офсетных контрактов: «Механизм офсетного контракта изначально задумывался как эксклюзивный инструмент (предназначенный для организации уникального производства), а не рутинный, которым он стал в настоящее время. Надеюсь, полученный опыт развернет практику в сторону создания эксклюзивных дорогих проектов».
Читайте также: