Опубликовано письмо Минэкономразвития России от 02.03.2023 № 6853-ТИ/Д13и «Об усилении взаимодействия крупного бизнеса с субъектами малого и среднего предпринимательства в субъектах Российской Федерации». В документе сообщается, что утверждены декларация о взаимодействии крупного бизнеса с субъектами МСП, стандарт реализации положений декларации, а также алгоритм присоединения к ней (присоединение является добровольным).
Так, декларация определяет принципы взаимодействия крупного бизнеса с субъектами МСП и области, в которых крупный бизнес может оказывать поддержку МСП. Названы пять областей взаимодействия:
- доступ на рынки;
- модернизация производственных и административных процессов;
- доступ к инфраструктуре;
- доступ к финансированию;
- развитие человеческого капитала и компетенций.
В частности, в разделе «Доступ на рынки» указано, что представители крупного бизнеса на добровольной основе и в пределах имеющихся возможностей стремятся способствовать свободному доступу субъектов МСП на рынки и участию в тендерах и иных конкурсных закупочных процедурах посредством:
- реализации прозрачного, открытого и добросовестного закупочного процесса, который соответствует всем требованиям применяемого законодательства;
- открытого и своевременного информирования всех заинтересованных сторон о проведении конкурсного закупочного процесса;
- справедливого, конкурентного и объективного рассмотрения заявок участников и проведения конкурсной закупочной процедуры;
- создания возможностей для участия в конкурсных закупочных процедурах МСП, не аффилированных с компанией и сотрудниками компании;
- консультирования субъектов МСП по условиям участия в тендерах;
- консультирования субъектов МСП по вопросам встраивания в глобальные цепочки добавленной стоимости, расширения рынков сбыта.
В разделе «Доступ к инфраструктуре» говорится, что представители крупного бизнеса стремятся в том числе предоставлять МСП доступ к электронным торговым площадкам, обеспечивающим взаимодействие между заказчиками и поставщиками.
В разделе «Развитие человеческого капитала и компетенций» сказано, что такая поддержка может выражаться в экспертном содействии МСП при прохождении тендеров у компаний – партнеров.
Каждая из названных областей имеет ряд качественных и количественных элементов оценки, информацию по которым компаниям рекомендуется публиковать в своем отчете.
К примеру, для области «Доступ на рынок» приводятся такие элементы оценки:
- наличие корпоративных политик, кодексов, правил, стандартов, определяющих поведение компании в области:
– закупок, работы с контрагентами, в том числе с субъектами МСП;
– деловой этики, соблюдения правил конкуренции на рынке, в том числе в отношении субъектов МСП;
– создания цепочек добавленной стоимости; - доступность информации о проводимых компаниями закупках, в том числе размещение информации о предстоящей закупке на официальном сайте компании в отдельном разделе «Закупки», расположенном на главной странице;
- количество заявок субъектов МСП на участие в конкурсных закупочных процедурах;
- доля закупок у МСП;
- доля закупок, произведенных через электронные торговые площадки, а также (в случае использования) на основании принципов «электронного магазина»;
- доля МСП среди участников электронных торгов;
- количество публичных мероприятий по взаимодействию с поставщиками, направленных на привлечение субъектов МСП в процесс закупок;
- внедрение прозрачной процедуры рассмотрения заявок участников и проведения конкурсной закупочной процедуры с обязательной проверкой победителя закупки.
Для области «Доступ к инфраструктуре» в числе элементов оценки названо использование электронных торговых площадок для проведения закупок.
Журнал «Конкуренция и право»