Воскресенье, 16 июня 2024 г.
Пролистать
Телефон подписки
8 (800) 555-66-00
Главная /  Новости /  Эксперты БРИКС обсудили проблемы конкуренции...
Эксперты БРИКС обсудили проблемы конкуренции на цифровых рынках

21 марта 2023 г. в Международном центре Индии в Нью-Дели прошла конференция «Конкуренция и бигтехи», организованная Международным центром конкурентного права и политики БРИКС, Комиссией по конкуренции Индии и Институтом регулирования и конкуренции, действующим под эгидой CUTS International (Consumer Unity & Trust Society), старейшего индийского научного центра, занимающегося проблемами потребителей. Репортаж о мероприятии публикует Международный центр конкурентного права и политики БРИКС.

Мероприятие было посвящено проблемам конкуренции на цифровых рынках и регулированию крупных технологических корпораций. Участниками мероприятия стали представители конкурентных ведомств стран БРИКС и международных организаций, ученые и ведущие эксперты в области антимонопольного права.

Технологическая революция радикально повлияла на нашу жизнь и экономику. В то же время концентрация рыночной власти в руках небольшого числа цифровых компаний, некоторые из которых занимают позицию «привратников», породила опасения системного и широко распространенного вреда для конкуренции, отметила ответственный секретарь Комиссии по конкуренции Индии Джиоти Джиндгар Бханот.

Она подчеркнула необходимость разработки «более системного и адаптивного подхода к антимонопольному законодательству» в условиях новой экономики и напомнила, что в Индии готовится к принятию закон о цифровой конкуренции, а комиссия запускает собственное подразделение по цифровым рынкам и данным (Digital Markets & Data Unit, DMDU).

«Любой новый режим регулирования для защиты и развития конкуренции на рынках цифровых платформ также должен быть гибким, чтобы учитывать их динамичный характер, поскольку цифровые рынки продолжают расширяться и перестраивать нашу экономику», – сказала Джиоти Джиндгар Бханот.

Подробнее о выступлении ответственного секретаря Комиссии по конкуренции Индии можно прочесть здесь.

О поправках в индийский Закон о конкуренции подробнее рассказал председатель Постоянного парламентского комитета Индии по финансам Джаянт Синха. Он отметил, что с принятием поправок и закона о цифровой конкуренции будет сформирована всеобъемлющая основа для законодательства о конкуренции, которая включает положения ex ante для цифровых рынков и положения ex post для более традиционных рынков. Это станет общей основой законодательства о конкуренции для экономики Индии, а также расширит возможности Комиссии по конкуренции Индии для более быстрого и эффективного вмешательства на развивающихся рынках.

В рамках конференции также состоялось заседание рабочей группы БРИКС по исследованию вопросов конкуренции на автомобильных рынках. Джиоти Джиндгар Бханот упомянула доклад рабочей группы от 2021 г., где обозначены возникающие в связи с технологической трансформацией тенденции в промышленности. Хотя цифровизация отрасли и использование технологий, основанных на данных, привели к повышению безопасности, производительности и общей эффективности транспортных средств, они также несут с собой риски для конкуренции. Новые технологии подключения, автономного вождения, электрификации, а также появление таких бизнес-моделей, как агрегаторы, порождают новые вызовы для антимонопольных  органов. Задача регуляторов – «создать более конкурентный и динамичный рынок, который стимулирует развитие инноваций и отвечает интересам как бизнес-сообщества, так и населения в целом», подчеркнула г-жа Бханот.

Продолжил тему последствий технологической трансформации в отрасли директор Международного центра конкурентного права и политики БРИКС Алексей Иванов. Если раньше компании производили двигатели внутреннего сгорания и товары, в основном сделанные из металла, то сегодня лидеры индустрии, такие как Tesla, делают ставку на продажу услуг и информационных продуктов.

Подобная трансформация отрасли требует изменений в подходе к механизмам регулирования. Так, в условиях Индустрии 4.0 бигтехи, предоставляющие различные решения для цифровизации и трансформации бизнеса, применяют к промышленным данным те же стратегии, что и к персональным данным пользователей. В этой связи регуляторам стоит обратить внимание на возможности злоупотребления при управлении промышленными данными.

Завершая выступление, Алексей Иванов предложил продлить мандат рабочей группы и расширить его за счет включения в сферу исследования всех секторов промышленности, где роль цифровых технологий является преобразующей.

Предложение поддержал заместитель руководителя ФАС России Андрей Цыганов. Он заметил, что технологии искусственного интеллекта, роботизация, облачные вычисления и развитие интернета вещей радикально трансформировали не только автомобильную отрасль, но и другие сферы промышленности. Поэтому важно сфокусироваться на вызовах цифровизации при экспертной поддержке Международного центра конкурентного права и политики БРИКС и CUTS International и переименовать группу в рабочую группу БРИКС по исследованию вопросов конкуренции в промышленности.

Заместитель директора отдела антимонопольного правоприменения II Государственной администрации по регулированию рынка Китая (SAMR) Конг Ру поделилась опытом регулирования автомобильного сектора в Китае. Китайские антимонопольные органы видят свою задачу в обеспечении баланса между защитой конкуренции и поддержанием развития инноваций. Факторы беспокойства для регуляторов – усиливающаяся цифровизация автопрома и ситуация с нарушением поставок чипов, необходимых для производства. Важный регулирующий документ для отрасли – антимонопольный гайдлайн для автомобильной индустрии, который содержит рекомендации по предотвращению антиконкурентных практик и обозначает правила комплаенса для компаний.

Цифровизация в автопроме приносит в отрасль все риски цифровых рынков, отметил ректор-основатель Университета Ришихуд Суреш Прабху. В условиях промышленного роста Индустрия 4.0 способна разрушительно воздействовать на конкуренцию и привести к концентрации рыночной власти в руках нескольких крупных игроков. Антимонопольные органы должны выступать основными гарантами открытых и справедливых рынков и способствовать развитию национальных игроков Индустрии 4.0, способных эффективно конкурировать с действующими глобальными поставщиками технологий и отраслевых данных.

Читайте также: «ФАС России предложила расширить сферу деятельности Рабочей группы БРИКС».

23 марта 2023 г.

Цифра недели

15

раз — во столько вырос объем взаимных госзакупок у поставщиков стран ЕАЭС с начала работы Союза по 2022 г.

Опрос
Применяет ли ваша компания в своих бизнес-процессах ИИ-решения?