В феврале 2023 г. директор Департамента развития внутренней торговли Минпромторга России Никита Кузнецов направил письмо членам комиссии по созданию условий саморегулирования в электронной торговле (ее возглавляет сам чиновник). Об этом пишет «Коммерсантъ». В документе отмечается рост числа жалоб потребителей из регионов на дистанционную продажу товаров.
Жалобы в основном касаются работы крупных маркетплейсов: Wildberries, Ozon, Avito, «Юлы», «Яндекс Маркета» и «СберМегаМаркета». Потребители жалуются на нарушение порядка рассмотрения претензий, сложности с возвратом товара, отсутствие достоверной информации о товаре, срывы сроков доставки и отказ от продажи.
Для урегулирования проблем, говорится в письме, региональные власти предложили Минпромторгу России:
В Минпромторге России заявили, что предложения участников комиссии будут рассмотрены на следующем заседании.
Президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов уточняет, что часть поднятых субъектами РФ проблем уже урегулированы законодательством, а другие создают «непомерную нагрузку на бизнес, не отвечают балансу интересов сторон, в частности, способствуют развитию потребительского экстремизма».
Сама АКИТ в 2022 г. получила около 1,7 тыс. жалоб потребителей, и «в подавляющем большинстве все разрешается в досудебном порядке», заверил Соколов.
В Wildberries поддерживают использование оплаты через промежуточные счета, но заверяют, что специальных мер регулирования не требуется, поскольку «основные вопросы успешно решаются в диалоге».
Заместитель председателя правления «Руспродсоюза» Дмитрий Леонов отмечает, что перечисленные в документе проблемы «вредят и добросовестным поставщикам, продукция которых не может конкурировать по цене с некачественной, а наличие контрафакта наносит ущерб брендам, которые следят за качеством». Кроме того, говорит Леонов, поставщики при работе с маркетплейсами отмечают «некорректное начисление штрафов и комиссий, утерю товара после передачи площадке и отсутствие за это ответственности». В то же время он считает внешнее регулирование отрасли излишним, подтверждая, что «пока проблемные вопросы решаются комиссией при Минпромторге».
Гендиректор АНО «Цифровизации и новых технологий» Алексей Кожевников признает, что маркетплейсы могут «влиять на выбор потребителей, необоснованно блокировать продавцов», поэтому, по его мнению, «минимальные требования для площадок в части работы с поставщиками нужны». Однако Артем Соколов уверен, что существующие стандарты взаимодействия маркетплейсов с продавцами товаров «уже определяют основные права и обязанности сторон и предупреждают появление недобросовестных практик».