Опубликовано совместное письмо ФАС России № АК/9430/23, Банка России № ИН-03-59/10 от 10.02.2023 «Информационное письмо о раскрытии параметров финансовых продуктов на сайтах», которое предназначено для кредитных и микрофинансовых организаций, потребительских и сельскохозяйственных кредитных кооперативов, ломбардов. В письме финорганизациям предлагают надлежащим образом раскрывать информацию о потребительских кредитах (займах) и вкладах.
При продвижении финансовых продуктов участники финрынка нередко акцентируют внимание потенциальных клиентов только на определенных свойствах, вызывающих повышенный интерес потребителя к продукту. К примеру, на минимальной процентной ставке по кредитному продукту или только максимальной процентной ставке по вкладам.
При этом другую значимую информацию о наличии дополнительных условий и/или ограничений финорганизации зачастую надлежащим образом не доводят до потребителей.
В частности, доступно не указываются сведения о повышенной процентной ставке по кредитному продукту при несоблюдении определенных требований или условий (например, о наличии полиса добровольного страхования), а также об ограниченном периоде действия минимальной процентной ставки по кредиту.
При реализации депозитных продуктов кредитные организации некорректно информируют клиентов о необходимости приобретать дополнительные услуги для получения повышенной процентной ставки по вкладу. Кроме того, потребителям надлежащим образом не сообщается информация о применении нескольких процентных ставок по вкладу в разные периоды, а также о применении различных ставок для первоначальной суммы вклада и его пополнений.
Такие подходы к раскрытию информации о финансовых продуктах могут приводить к возникновению необоснованных преимуществ перед конкурентами и рассматриваться как нарушение ст. 14.2 Закона о защите конкуренции.
В целях защиты прав граждан на получение полной информации о приобретаемых финансовых продуктах ФАС России и Банк России рекомендуют финорганизациям размещать на своих сайтах информацию равнозначным по размеру шрифтом, без использования графических приемов, позволяющих отображать отдельные параметры менее заметными по сравнению с другими.
Кроме того, регуляторы информируют кредиторов о необходимости довести требования информационного письма до своих партнеров, застройщиков, автодилеров. Необходимо, чтобы на их сайтах размещалась полная информация о разнице в размере скидки при приобретении товаров или услуг с использованием заемных средств.
Также партнерам банков стоит делать на своих сайтах гиперссылки для перехода на соответствующий раздел сайта кредитора с подробной информацией о кредитном продукте.