Эксперты Торгово-промышленной палаты РФ не поддержали поправки в Закон о рекламе о запрете на использование латиницы в рекламных объявлениях. Такую позицию экспертное сообщество палаты прорабатывает совместно с ФАС России, сообщила РБК вице-президент палаты Елена Дыбова.
Поправки в Закон о рекламе, о которых идет речь, разработаны и внесены в Госдуму сенаторами Сергеем Цековым и Ольгой Ковитиди 1 декабря 2022 г. Авторы инициативы предлагают ввести в ст. 5 закона запрет на использование в рекламе «алфавитов не на графической основе кириллицы, за исключением указания фирменных наименований и товарных знаков, прошедших государственную регистрацию». В пояснительной записке необходимость принятия проекта объясняется проблемой «очищения литературного русского языка от избыточных заимствований».
В ТПП России предлагаемые нововведения считают избыточными: «Защита кириллицы важна для сохранения целостности языка российского государства, но это не должно означать полное отвержение других языков, также оказывающих влияние на мировую массовую культуру», – объясняет Дыбова. Бизнес, по ее словам, согласен с необходимостью разумно использовать другие языки, но тотальные запреты могут оказать «негативное влияние на осуществление деятельности» в сфере рекламы и привести к искаженному восприятию рекламных сообщений потребителями.
Против этого запрета выступают и в Национальной медиа группе (среди ее активов «Первый канал», РЕН ТВ, «СТС Медиа», МИЦ «Известия», сейлз-хаус «Эверест»). Там сообщили, что инициатива сенаторов «не поддерживается в связи с тем, что вопрос использования в рекламе русского языка уже урегулирован действующими законодательными нормами».
По действующим нормам закона, в рекламе запрещается использование иностранных слов и выражений, которые могут привести к искажению смысла информации. Кроме того, прописана обязанность производителей и распространителей соблюдать требования «законодательства о государственном языке» России. В соответствии со ст. 3 этого закона реклама – одна из сфер, где русский язык «подлежит обязательному использованию».
С тем, что действующее законодательство о рекламе «в достаточной степени обеспечивает защиту русского языка в части запрета использования вводящих в заблуждение иностранных слов и выражений», согласен и один из ведущих операторов наружной рекламы Gallery: «Радикальное исключение вряд ли соответствует задаче привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику».
Против запрета на латиницу в рекламе высказались и в «Газпром-Медиа» (управляет каналами НТВ, ТНТ, ТВ-3, видеохостингом Rutube и платформой вертикальных видео Yappy, также имеет собственный сейлз-хаус), назвав предлагаемую норму избыточной. Если законопроект будет принят, то вступит в противоречие с действующим регулированием, указывает представитель холдинга, что повлечет правовую неопределенность для участников рекламного рынка и в целом невозможность использовать иностранный язык в рекламе. Это, например, может коснуться адресов сайтов, моделей техники, артикулов и регистрационного номера.