Телефон подписки
8 (800) 555-66-00
Главная /  Новости /  Принят закон об антикартельных полномочиях...
Принят закон об антикартельных полномочиях ФАС России

Госдума одобрила в третьем, окончательном чтении закон «О внесении изменений в Федеральный закон „О защите конкуренции“ и Федеральный закон „О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд“», касающийся повышения эффективности выявления и пресечения ограничивающих конкуренцию соглашений и согласованных действий (см. законопроект, разработан ФАС России, внесен в Госдуму Правительством РФ, часть антикартельного пакета законопроектов).

Согласно поправкам к Закону о защите конкуренции при проведении проверок должностные лица антимонопольного органа несут ответственность, предусмотренную законодательством РФ.

Кроме того, установлено, что не допускается предварительное уведомление проверяемого лица о начале проведения внеплановой проверки в случае проверки соблюдения требований п. 1 ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции. Речь идет:

  • о координации организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников;
  • заключении соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников.

Закон дополнен новой ст. 25.4.1 «Получение объяснений антимонопольным органом при проведении проверок». Закреплено, что должностные лица антимонопольного органа вправе по мотивированному требованию в установленный срок при проведении плановых и внеплановых проверок получать объяснения, имеющие значение для осуществления антимонопольным органом своих полномочий:

  • от физлиц, в том числе индивидуальных предпринимателей;
  • руководителей, работников коммерческих и некоммерческих организаций, иных организаций, осуществляющих функции указанных организаций;
  • должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов госвласти субъектов РФ, органов местного самоуправления, иных органов или организаций, осуществляющих функции указанных органов, или государственных внебюджетных фондов.

Уточнено также, что резолютивная часть решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства должна содержать выводы о наличии оснований для освобождения одного из ответчиков по делу от административной ответственности за заключение ограничивающего конкуренцию соглашения, осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий, и (или) для смягчения ответственности одного или нескольких ответчиков по делу (без указания их наименований).

Закон о защите конкуренции дополнен ст. 44.1 «Порядок подачи хозяйствующим субъектом заявления о заключении им ограничивающего конкуренцию соглашения или об осуществлении им ограничивающих конкуренцию согласованных действий в целях смягчения административной ответственности или освобождения от административной ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях».

Здесь указано, что хозсубъект, заключивший ограничивающее конкуренцию соглашение или осуществивший ограничивающие конкуренцию согласованные действия, для смягчения административной ответственности или освобождения от нее вправе подать в антимонопольный орган заявление о заключении такого соглашения или об осуществлении таких действий до момента оглашения резолютивной части решения по делу.

Уточнен состав такого заявления и порядок его подачи.

Если заявление подали два и более нарушителя одновременно в ФАС России и ее территориальный орган, заявление, поданное в ФАС России, считается поданным первым.

Также вносятся поправки в Закон № 44-ФЗ. Заказчик должен включать в извещение об осуществлении закупки предупреждение об административной и уголовной ответственности за нарушение требований антимонопольного законодательства РФ о запрете участия в ограничивающих конкуренцию соглашениях, об осуществлении ограничивающих конкуренцию согласованных действий.

Это изменение вступит в силу с 1 января 2024 г., а все остальные – со дня официального опубликования закона.

Подробнее о работе над проектом читайте здесь.

Журнал «Конкуренция и право»

22 ноября 2022 г.

Цифра недели

2023 г.

Определены особенности госзакупок новых регионов РФ

Опрос
Предлагаемые в пятом антимонопольном пакете меры достаточны для выявления и пресечения антиконкурентных практик цифровых платформ?