Начальник Управления социальной сферы, торговли и непроизводственных услуг ФАС России Надежда Шаравская выступила на организованной Минпросвещения России панельной дискуссии «Сертификат персонифицированного финансирования как механизм реализации социального заказа в сфере дополнительного образования детей». Она сообщила, что внедрение системы персонифицированного финансирования дополнительного образования позволит повысить его доступность (ПФДО, подразумевает выдачу детям от 5 до 18 лет сертификатов на получение допобразования за счет государства). Это будет способствовать развитию конкуренции, снижению административных барьеров для входа на рынок негосударственных образовательных организаций и оказанию им господдержки.
В соответствии с Нацпланом развития конкуренции в РФ на 2021–2025 гг. все регионы должны быть подключены к системе ПФДО не позднее 2024 г. При этом региональным органам власти необходимо обеспечить равный доступ к участию в ней образовательным организациям всех форм собственности и индивидуальным предпринимателям.
Негосударственные образовательные организации сообщают ФАС России о сохраняющихся проблемах реализации системы ПФДО в регионах и муниципалитетах, бюрократических препятствиях для участия в системе, что не позволяет повысить доступность населению качественных и востребованных программ допобразования без ограничения выбора организаций.
Антимонопольная служба выявляет отдельные случаи:
Во исполнение выдаваемых ФАС России предупреждений и предписаний регионы ежегодно устраняют выявляемые признаки нарушений. Тем не менее ведомство считает необходимым предотвратить саму возможность их возникновения.
ФАС России полагает, что распространение Федерального закона от 13.07.2020 № 189-ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере» на сферу допобразования позволит устранить большую часть перечисленных недостатков, повысить качество образовательных услуг, а также предоставить родителям и детям дополнительные возможности для выбора образовательной организации и условий получения услуг.