ВС РФ отказал участникам антиконкурентного соглашения на рынке перевозки твердых коммунальных отходов (ООО «Полигон ТБО», ООО «Центр коммунального сервиса» (ЦКС), Минэкологии Челябинской области, Администрация г. Челябинска, экс-губернатор Челябинской области) в передаче кассационных жалоб для рассмотрения Судебной коллегией по экономическим спорам ВС РФ.
Антиконкурентные действия участников соглашения Челябинское УФАС России выявило в 2019 г. в связи с прекращением в 2018 г. вывоза на городскую свалку ТКО, образовавшихся от жилищного фонда (нарушение п. 4 ст. 16 Закона о защите конкуренции). Соглашение могло привести к ограничению конкуренции на товарных рынках в сфере обращения с ТКО, в том числе к устранению с рынка оказания услуг по транспортированию ТКО отдельных хозсубъектов.
В результате сговора «Полигону ТБО» в отсутствие оснований были предоставлены субсидии. Минэкологии Челябинской области заключило с «Полигоном ТБО» договор о предоставлении субсидий, несмотря на направление ему неполного пакета документов и с нарушением установленных сроков. Общая сумма полученных компанией субсидий составила свыше 32 млн руб.
Администрация г. Челябинска приняла распоряжение по закрытию городской свалки на следующий день после его публикации. Это не позволило урегулировать договорные отношения между собственниками ТКО, управляющими компаниями и действующими на рынке перевозчиками.
Между МУП «ГорЭкоЦентр» (подведомственное администрации, владелец городской свалки) и перевозчиками, между управляющими компаниями и ООО «ГорЭкоЦентр+» были прекращены ранее действовавшие договорные отношения по причине увеличения, по мнению перевозчиков, затрат на транспортирование ТКО за пределы города, а также оплаты расходов на их размещение владельцу полигона. Перевозчики прекратили оказывать услуги по вывозу ТКО, образованных от жилищного фонда.
В это же время администрация обеспечила возможность осуществления ЦКС деятельности в Челябинске до утверждения ему в установленном порядке единого тарифа. Орган местного самоуправления дал указание «ГорЭкоЦентру», минуя конкурентные процедуры, заключить договор на вывоз ТКО с ЦКС, что повлекло прекращение договорных отношений с перевозчиками и прекращение ими деятельности.
В результате таких действий ЦКС более чем за три месяца до начала деятельности в качестве регоператора приступил к обслуживанию населения Челябинска по вывозу отходов.
ЦКС заключил договор с «Полигоном ТБО» на условиях безвозмездного оказания услуг, распространив его условия на период с 20 сентября 2018 г., то есть за два месяца до принятия порядка. При этом хозсубъекты, ранее привлеченные «ГорЭкоЦентром» в качестве соисполнителей, а также «ГорЭкоЦентр+» и его соисполнители не обладали информацией о порядке получения льготы на услуги полигона, условиях, периоде и порядке расчета массы ТКО, которая может быть размещена на полигоне.
Администрация ввела режим чрезвычайной ситуации, что позволило администрациям районов города заключить без проведения торгов муниципальные контракты на вывоз ТКО.
Кроме того, министерство и администрация, обладая информацией о порядке и правовых основаниях определения стоимости услуг по вывозу отходов до начала деятельности регоператора в рамках договорных отношений с управляющими компаниями, указывали на необходимость руководствоваться ранее утвержденным Челябинской городской думой тарифом, несмотря на изменение места размещения ТКО.
За нарушение антимонопольного законодательства должностные лица органов власти и местного самоуправления, а также юрлица привлечены к административной ответственности.