29 июня 2022 г. в рамках Х Петербургского международного юридического форума прошла сессия «Борьба с информационной преступностью: международно-правовые инструменты».
Как строится глобальное правовое регулирование сотрудничества государств в противодействии преступности в сфере информационно-коммуникационных технологий? Какую роль играют в противодействии такой преступности международные организации? Каковы основные механизмы повышения эффективности противодействия преступности в этом секторе? Эти вопросы обсуждали спикеры сессии:
Предлагаем вам ознакомиться с основными тезисами их выступлений.
Сегодня это бич, который поражает всю планету, проблема, которая заботит все человечество, – растущая киберпреступность. Особенность киберпреступлений в том, что они трансграничны, глобальны. Это предполагает, что и борьба с ними, и их расследование, должны объединять коллективы разных специалистов в разных странах.
Вице-президент группы компаний «Цитадель» Борис Мирошников
Интернет все чаще становится средством для террористических и экстремистских влияний, для вовлечения молодого поколения в совершение преступлений. По итогам прошлого года преступления с использованием ИКТ по своей массе составляли четверть всех преступлений, совершенных в нашей стране. Эти нарастающие вызовы и угрозы требуют ответных мер, сплоченных, совместных, как на национальном, так и на международном уровне.
Заместитель начальника Главного управления международно-правового сотрудничества – начальник организационно-правового управления Генеральной прокуратуры РФ Сергей Плохов
Киберпреступность трансгранична по определению, следовательно, это вызов для всех стран мира. Под ударом находятся все страны.
Заместитель директора Департамента международной информационной безопасности МИД России Дмитрий Букин
Кибертерроризм стал более изощренным, Интернет используют для вербовки, для вывода [из строя] инфраструктур, которые зависят от информационно-коммуникационных технологий. Правительство и предприятия переходят на электронные системы, что приводит нас к необратимому переходу к цифровой информационной сети, это увеличивает пространство для манипулирования. Для стран, стремящихся к процветанию, крайне важно иметь системы сближения и реагирования.
Чрезвычайный и полномочный посол Южно-Африканской Республики в Российской Федерации Мзувукиле Джефф Макетука
Мы видим, что идет информационная война, и основная проблема не в том, что мы не знаем, как с ней бороться, а в том, что на международных площадках нам сегодня не хватает инструментов для общих правил игры, единого законодательства, сближения.
Ответственный секретарь Парламентской Ассамблеи Организации Договора о коллективной безопасности Сергей Поспелов
Таков прогресс, который всегда предполагает, что если одна сторона несет благоденствие, то другая – используется преступниками. И разумное поведение предполагает комплекс мер, который бы защитил от этой беды. Но каждое государство по-своему трактует понятие «киберпреступность», у каждого государства свой уголовный кодекс, выработанный на собственном опыте.
Вице-президент группы компаний «Цитадель» Борис Мирошников
Подход России заключается в том, что мы должны соответствовать задачам и разрабатывать конвенцию по борьбе с использованием информационно-коммуникационных технологий в преступных целях. Тогда как ряд стран выступает за то, чтобы сузить конвенцию до компьютерных технологий. Но сегодня используют не только компьютеры – телефоны, факсы, может задействоваться спутниковая связь, это уже другая технология.
Заместитель директора Департамента международной информационной безопасности МИД России Дмитрий Букин
В отличие от узкого подхода, наш проект конвенции включает 23 состава преступления, в том числе экстремизм, реабилитацию нацизма, вовлечение несовершеннолетних в противоправную деятельность и многое другое. В чем разница между компьютерными преступлениями и преступлениями с использованием ИКТ? Если сопоставить, компьютерные преступления – это около 1,5% от всех преступлений, совершенных с помощью ИКТ. И страны Запада предлагают бороться только с ними.
Заместитель начальника Главного управления международно-правового сотрудничества – начальник организационно-правового управления Генеральной прокуратуры РФ Сергей Плохов
Мы имеем дело не с побочным продуктом человеческого прогресса, Интернет – это реальный дракон, который разрушает национальные системы. У нас главное препятствие – сроки по запросам правовой помощи: с некоторыми странами эти сроки составляют до двух лет. [Другая проблема] отсутствие оперативного обмена передачи данных по закрытым каналам, это технический момент, он затрудняет нам работу.
Статс-секретарь – заместитель министра юстиции РФ Андрей Логинов
Другой вопрос – необходимость соблюдения национального суверенитета и невмешательства во внутренние дела. За это выступает Россия, Арабский мир, много союзников. Страны Запада представляют другой лагерь, аргументируют тем, что у Интернета нет границ.
Заместитель директора Департамента международной информационной безопасности МИД России Дмитрий Букин
Для [эффективной борьбы] должна быть профессиональная подготовка и знания, материальная и юридическая база. Большой комплекс мер надо предпринять, и это должны быть усилия всего человечества.
Вице-президент группы компаний «Цитадель» Борис Мирошников
Россия инициировала процесс разработки Международной конвенции, мы сделали это еще в 2019 году, когда внесли проект резолюции [в ООН]. Мы относим большой ряд стран к единомышленникам – хотел упомянуть Иран, Египет, Индию. Мы готовы разговаривать со всем миром.
Заместитель директора Департамента международной информационной безопасности МИД России Дмитрий Букин
Подробнее читайте в Информационно-аналитической системе Фонда Росконгресс www.roscongress.org.