24 июня 2022 г. ФАС России разместила для публичных обсуждений проект федерального закона «Об основах государственного регулирования цен (тарифов)» (объем проекта 67 страниц).
В пояснительной записке к документу ФАС России напоминает, что сейчас ценовое регулирование осуществляется в соответствии с федеральными законами об электроэнергетике, о теплоснабжении, водоснабжении и водоотведении, газоснабжении, об отходах производства и потребления, о естественных монополиях и др., подзаконными актами, принятыми во исполнение этих законов. Эти акты содержат различные цели, принципы, подходы и методы госрегулирования тарифов. А значит, нет единого системообразующего нормативного правового акта, регулирующего отношения в этой сфере в современных условиях.
Таким актом и призван стать новый закон об основах госрегулирования тарифов. По задумке службы, он займет в системе законодательства РФ положение системообразующего закона в сфере госрегулирования тарифов, на основании норм которого будет осуществляться дальнейшее развитие системы госрегулирования этих отношений с учетом отраслевой специфики.
Законопроект определяет:
- единые ключевые понятия, используемые в сфере госрегулирования тарифов: цена (тариф), необходимая валовая выручка, регулируемый субъект, регулируемая деятельность, органы регулирования и др.;
- единые для всех регулируемых сфер цели госрегулирования тарифов: обеспечение доступности товаров (работ, услуг) регулируемых субъектов для потребителей, достижение оптимального сочетания экономических интересов потребителей и регулируемых субъектов, обеспечение устойчивого развития экономики на основе долгосрочного регулирования цен (тарифов) и роста благосостояния населения; создание условий для развития конкуренции;
- единые для всех регулируемых сфер принципы госрегулирования тарифов: соблюдение баланса экономических интересов регулируемых субъектов и интересов потребителей, установление цен (тарифов) исходя из их экономической обоснованности, открытость деятельности регулируемых субъектов и регулирующих органов;
- исчерпывающий перечень сфер и видов регулируемых цен (тарифов). Это исключит распространение госрегулирования тарифов на конкурентные товарные рынки, уточняет ФАС России.
Кроме того, проект устанавливает единые для всех регулируемых сфер методы госрегулирования тарифов:
- метод сравнительного анализа (эталонных расходов (затрат) – закреплен в качестве приоритетного;
- метод экономически обоснованных расходов;
- метод индексации;
- метод доходности инвестиционного капитала.
Законопроект также:
- закрепляет долгосрочность тарифного регулирования: тарифы вводятся в действие на срок не менее пяти лет, с возможностью их корректировки в исключительных случаях, установленных Правительством РФ;
- содержит положения, направленные на усиление общественного контроля за процедурой установления регулируемых цен (тарифов), деятельностью регулирующих органов и регулируемых субъектов;
- определяет общие правила утверждения инвестиционных программ регулируемых субъектов, исполнение которых осуществляется за счет тарифных источников;
- определяет порядок учета инвестиционных расходов в составе необходимой валовой выручки регулируемых субъектов.
ФАС России комментирует, что действующее законодательство позволяет включать расходы на инвестиции в тариф в отсутствие инвестпрограммы. Законопроект исключает эту возможность, предусматривая, что инвестиции, финансируемые из тарифного источника, включаются в необходимую валовую выручку в размере, предусмотренном инвестпрограммой, утвержденной в соответствии с положениями законодательства о естественных монополиях, иных федеральных законов и актов Правительства РФ.
Помимо этого, проект:
- закрепляет механизмы стимулирования регулируемых субъектов в случае повышения ими эффективности деятельности, улучшения качества оказываемых услуг, оптимизации расходов;
- разграничивает полномочия между федеральным и региональными органами регулирования;
- устанавливает единую для всех сфер процедуру рассмотрения дел о нарушении законодательства в области госрегулирования тарифов на основании принципов объективности рассмотрения, состязательности и прозрачности.
Читайте также: «Власти хотят заморозить тарифы ЖКУ».
Журнал «Конкуренция и право»