Среда, 16 октября 2024 г.
Пролистать
Телефон подписки
8 (800) 555-66-00
Главная /  Новости /  Опубликован новый вариант законопроекта...
Опубликован новый вариант законопроекта об основах госрегулирования тарифов

24 июня 2022 г. ФАС России разместила для публичных обсуждений проект федерального закона «Об основах государственного регулирования цен (тарифов)» (объем проекта 67 страниц).

В пояснительной записке к документу ФАС России напоминает, что сейчас ценовое регулирование осуществляется в соответствии с федеральными законами об электроэнергетике, о теплоснабжении, водоснабжении и водоотведении, газоснабжении, об отходах производства и потребления, о естественных монополиях и др., подзаконными актами, принятыми во исполнение этих законов. Эти акты содержат различные цели, принципы, подходы и методы госрегулирования тарифов. А значит, нет единого системообразующего нормативного правового акта, регулирующего отношения в этой сфере в современных условиях.

Таким актом и призван стать новый закон об основах госрегулирования тарифов. По задумке службы, он займет в системе законодательства РФ положение системообразующего закона в сфере госрегулирования тарифов, на основании норм которого будет осуществляться дальнейшее развитие системы госрегулирования этих отношений с учетом отраслевой специфики.

Законопроект определяет:

  • единые ключевые понятия, используемые в сфере госрегулирования тарифов: цена (тариф), необходимая валовая выручка, регулируемый субъект, регулируемая деятельность, органы регулирования и др.;
  • единые для всех регулируемых сфер цели госрегулирования тарифов: обеспечение доступности товаров (работ, услуг) регулируемых субъектов для потребителей, достижение оптимального сочетания экономических интересов потребителей и регулируемых субъектов, обеспечение устойчивого развития экономики на основе долгосрочного регулирования цен (тарифов) и роста благосостояния населения; создание условий для развития конкуренции;
  • единые для всех регулируемых сфер принципы госрегулирования тарифов: соблюдение баланса экономических интересов регулируемых субъектов и интересов потребителей, установление цен (тарифов) исходя из их экономической обоснованности, открытость деятельности регулируемых субъектов и регулирующих органов;
  • исчерпывающий перечень сфер и видов регулируемых цен (тарифов). Это исключит распространение госрегулирования тарифов на конкурентные товарные рынки, уточняет ФАС России.

Кроме того, проект устанавливает единые для всех регулируемых сфер методы госрегулирования тарифов:

  • метод сравнительного анализа (эталонных расходов (затрат) – закреплен в качестве приоритетного;
  • метод экономически обоснованных расходов;
  • метод индексации;
  • метод доходности инвестиционного капитала.

Законопроект также:

  • закрепляет долгосрочность тарифного регулирования: тарифы вводятся в действие на срок не менее пяти лет, с возможностью их корректировки в исключительных случаях, установленных Правительством РФ;
  • содержит положения, направленные на усиление общественного контроля за процедурой установления регулируемых цен (тарифов), деятельностью регулирующих органов и регулируемых субъектов;
  • определяет общие правила утверждения инвестиционных программ регулируемых субъектов, исполнение которых осуществляется за счет тарифных источников;
  • определяет порядок учета инвестиционных расходов в составе необходимой валовой выручки регулируемых субъектов.

ФАС России комментирует, что действующее законодательство позволяет включать расходы на инвестиции в тариф в отсутствие инвестпрограммы. Законопроект исключает эту возможность, предусматривая, что инвестиции, финансируемые из тарифного источника, включаются в необходимую валовую выручку в размере, предусмотренном инвестпрограммой, утвержденной в соответствии с положениями законодательства о естественных монополиях, иных федеральных законов и актов Правительства РФ.

Помимо этого, проект:

  • закрепляет механизмы стимулирования регулируемых субъектов в случае повышения ими эффективности деятельности, улучшения качества оказываемых услуг, оптимизации расходов;
  • разграничивает полномочия между федеральным и региональными органами регулирования;
  • устанавливает единую для всех сфер процедуру рассмотрения дел о нарушении законодательства в области госрегулирования тарифов на основании принципов объективности рассмотрения, состязательности и прозрачности.

Читайте также: «Власти хотят заморозить тарифы ЖКУ».

Журнал «Конкуренция и право»

24 июня 2022 г.

Цифра недели

85%

картельных сговоров выявляется на госзакупках

Опрос
Нам очень интересно, кто посещает сайт «Конкуренции и права». Итак, Вы:
Будем рады вашему участию в опросе редакции журнала «Конкуренция и право». Это займет меньше минуты.

Принять участие в опросе