На сайте ФАС России опубликован доклад о состоянии конкуренции в РФ за 2021 г. Основная часть документа состоит из трех разделов:
- Оценка состояния конкуренции в РФ (описаны глобальные факторы, влияющие на экономику России, состояние российской экономики и уровень развития конкуренции, госполитика по развитию конкуренции, в том числе в отдельных отраслях);
- Оценка состояния конкуренции институтами гражданского общества (аналитическая оценка по итогам обобщения позиций общественных объединений);
- Совершенствование государственной политики по развитию конкуренции в РФ (приводятся сведения о выполнении мер, предложенных в предыдущих докладах, а также предложения по совершенствованию госполитики по развитию конкуренции в РФ).
Приложение к докладу также состоит из трех частей:
- Об итогах деятельности ФАС России в 2021 г.;
- Оценка состояния конкуренции федеральными органами исполнительной власти (приведена оценка Минэкономразвития, Минфина, Минздрава, Минобрнауки, Минпросвещения, Минстроя, Минсельхоза, Минэнерго, Минтранса, Минтруда, Минприроды, Минпромторга, Минвостокразвития, ФТС России и Росалкогольрегулирования);
- Оценка состояния конкуренции Банком России.
В частности, в разделе «Предложения по совершенствованию государственной политики по развитию конкуренции в Российской Федерации» отмечено, что глобальные экономические вызовы современной экономики ставят новые цели и задачи по совершенствованию правовых и организационных мер обеспечения, защиты и развития конкуренции. Названы 15 таких целей, в их числе:
- развитие добросовестной конкуренции на товарных рынках;
- снижение барьеров для поставщиков и потребителей товаров, работ и услуг;
- унификация процедур распоряжения государственной и муниципальной собственностью на основе аукционов в электронной форме;
- обеспечение равных условий деятельности на конкурентных рынках для компаний с госучастием и организаций частной формы собственности;
- развитие малого и среднего предпринимательства, обеспечение преимущественного доступа субъектов МСП к реализуемому государственному и муниципальному имуществу;
- замена мер госрегулирования экономических отношений на меры экономического стимулирования;
- развитие организованной (биржевой) торговли товарами, производными финансовыми инструментами, базисным активом которых является товар;
- цифровизация антимонопольного и тарифного регулирования.
В подразделе «Антимонопольное регулирование цифровых рынков» ФАС России отмечает, что информация и технологии могут распространяться и использоваться среди участников экономических отношений в рамках законной кооперации или с целью недопущения, ограничения, устранения конкуренции. На практике интенсивное развитие информационных технологий, кроме благих результатов, также приводит и к созданию «опережающих» антиконкурентных практик.
Для приведения в соответствие со складывающимися общественными отношениями в сфере цифровой экономики необходима актуализация антимонопольного регулирования. В антимонопольном законодательстве РФ должны появиться правила, определяющие регулирование с учетом современных вызовов, уверена ФАС России. Для этого служба разработала пятый антимонопольный пакет. Его положения изложены в докладе.
Ведомство сообщает, что в 2020–2021 г. приняло 10 решений по делам об антиконкурентных соглашениях, где использовались программы для ЭВМ, в отношении 27 ответчиков, а в 2018–2019 г. принято 10 решений с аналогичными обстоятельствами в отношении 33 ответчиков.
Подготовлен проект, которым предлагается ввести в качестве дополнительного отягчающего обстоятельства при совершении административного правонарушения, выражающегося в заключении и реализации антиконкурентного соглашения, использование программы для электронно-вычислительных машин, позволяющей осуществлять принятие решений (совершение действий), направленных на исполнение такого соглашения, в автоматическом режиме (без участия человека). Также проект предусматривает удвоение ранее наложенного штрафа за невыполнение решения, предписания, если ранее лицо уже было привлечено к административной ответственности за невыполнение этого решения, предписания.
В подразделе «Особенности антимонопольного регулирования в 2022 г.» сообщается о законопроектах, предусматривающих исключение:
- требования о получении предварительного согласия антимонопольного органа на сделки с акциями (долями), имуществом коммерческих организаций, правами в отношении таких организаций, суммарная стоимость активов которых (и их группы лиц) составляет от 800 млн до 2 млрд руб.
- необходимости получения предварительного согласия антимонопольного органа для предоставления государственных (муниципальных) преференций в определенных целях.
Предлагается установить, что в 2022 г. такие преференции, предоставляемые в целях обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства, соцобеспечения населения, а также поддержки субъектов МСП предоставляются без предварительного согласия антимонопольного органа, но с последующим уведомлением о предоставлении такой преференции; - антимонопольного контроля при принятии субъектами РФ решений об определении иных случаев закупки товаров, работ и услуг при реализации права на принятие такого решения, основанного на законе.
Журнал «Конкуренция и право»