ФАС России разместила для публичных обсуждений проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации и Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации».
В сопроводительных документах к проекту служба отмечает, что сейчас система разрешения судебных споров в сфере госрегулирования тарифов в РФ двусоставная:
- дела по оспариванию нормативных правовых актов в области тарифного регулирования подведомственны судам общей юрисдикции. Они рассматриваются в соответствии с Кодексом административного судопроизводства РФ. То есть акты региональных органов регулирования тарифов об установлении тарифов являются нормативными правовыми актами и обжалуются в верховном суде субъекта РФ в порядке КАС РФ;
- решения ФАС России в сфере госрегулирования тарифов, принимаемые в рамках контрольно-надзорной деятельности, процедуры досудебного разрешения споров и разногласий, а также в порядке отмены тарифных решений, носят ненормативный характер и подлежат рассмотрению в арбитражном суде в порядке, предусмотренном Арбитражным процессуальным кодексом РФ, так как указанные решения затрагивают права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В связи с этим на практике возникают следующие проблемы:
- отсутствует единообразная процедура судебного разрешения споров в сфере госрегулирования тарифов по применению одних и тех же положений законодательства и оценке идентичных обстоятельств, в связи с чем суды разной подведомственности принимают взаимоисключающие акты;
- суды общей юрисдикции оценивают законность решений об установлении регулируемых тарифов исключительно в порядке абстрактного нормоконтроля, без оценки фактических обстоятельств учета в составе тарифов тех или иных расходов регулируемой организации.
Кроме того, указывает ФАС России, начинает формироваться негативная судебная практика по вопросу возможности выдачи предписаний службы в отношении тарифных решений органов регулирования субъектов РФ, если такие решения были предметом судебной проверки, а также по вопросу обязательности исполнения предписаний ФАС России.
Законопроектом предлагается:
- исключить из КАС РФ норму о подведомственности судам общей юрисдикции дел об оспаривании нормативных правовых актов, устанавливающих, изменяющих, отменяющих подлежащие госрегулированию тарифы на продукцию (товары, услуги);
- расширить в АПК РФ компетенцию арбитражных судов за счет дел об оспаривании этих актов, а также распространения на эту категорию дел порядка рассмотрения по ст. 197 АПК РФ.
Читайте также:
Журнал «Конкуренция и право»