Группа депутатов Госдумы внесла на ее рассмотрение проект федерального закона № 111059-8 «О приостановлении действия частей третьей и четвертой статьи 14 Федерального закона „О государственном оборонном заказе“».
Цель проекта – снижение регуляторной и административной нагрузки на предприятия оборонно-промышленного комплекса. Об этом говорится в перечне поручений Президента РФ по итогам совещания о мерах социально-экономической поддержки субъектов РФ 16 марта 2022 г.
В соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о гособоронзаказе головной исполнитель, исполнители, военные представительства госзаказчика обязаны представлять в антимонопольный орган информацию обо всех фактах повышения поставщиками (исполнителями, подрядчиками) цен на сырье, материалы и комплектующие изделия, работы, услуги, необходимые для выполнения гособоронзаказа. Речь идет о случаях, когда установленная или предлагаемая цена более чем на 5% превышает цену, рассчитанную с применением индексов цен и индексов-дефляторов по видам экономической деятельности, определенных в порядке, установленном Правительством РФ.
Согласно ч. 4 ст. 14 Закона о гособоронзаказе антимонопольный орган в пределах своей компетенции выявляет нарушения запрета на злоупотребление доминирующим положением, возбуждает и рассматривает дела о нарушении этого запрета, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания, привлекает к ответственности за допущенные нарушения.
В пояснительной записке к проекту депутаты отмечают, что в условиях санкций повышение цен зачастую не обусловлено злоупотреблением доминирующим положением. При этом может возникать необходимость представлять в антимонопольный орган информацию о повышении поставщиками цен по всем закупаемым сырью, материалам, комплектующим изделиям, работам и услугам. Каждый факт непредставления такой информации влечет административную ответственность в виде штрафа для юридических лиц от 50 тыс. до 500 тыс. руб.
Также авторы инициативы указывают, что с учетом санкций фактический рост стоимости комплектующих изделий может не соответствовать установленному Минэкономразвития России индексу-дефлятору. Это также может свидетельствовать о причинах роста цен, не обусловленных субъективным поведением доминантов.
В связи с этим предлагается приостановить до 31 декабря 2023 г. действие обязанности по предоставлению информации во исполнение ст. 14 Закона о гособоронзаказе. Как подчеркивают авторы законопроекта, такая мера не лишает приобретателя продукции права обратиться в антимонопольный орган с заявлением, которое будет рассмотрено по Закону о защите конкуренции.