19 апреля 2022 г. в рамках XXIII Ясинской (Апрельской) международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества состоялся специальный круглый стол «Конкуренция и интеллектуальная собственность в условиях санкций». На мероприятии выступили заместители руководителя ФАС России Карина Таукенова и Тимофей Нижегородцев.
Спикеры вместе с научным сообществом и представителями крупнейших российских маркетплейсов обсуждали, как соблюсти баланс интересов правообладателей и пользователей объектов интеллектуальных прав. Прежде всего это касается параллельного импорта, антимонопольных иммунитетов и принудительного лицензирования.
Карина Таукенова отметила, что результаты интеллектуальной деятельности правообладателей, с одной стороны, формируют новые рынки и отрасли экономики, способствуют технологическому прогрессу. В то же время правообладатели могут использовать их в целях не только инновационного развития, но и монополизации товарных рынков и ограничения конкуренции.
Заместитель руководителя службы подчеркнула, что каждый год антимонопольные органы фиксируют рост обращений на ограничивающие конкуренцию действия правообладателей. Но ввиду прямых исключений они не могут быть пресечены нормами антимонопольного законодательства (ч. 4 ст. 10 Закона о защите конкуренции).
Участники дискуссии отметили, что защита интеллектуальной собственности в России выстроена гораздо жестче, чем в других странах, и отличается от общей мировой практики, поэтому нуждается в пересмотре. Внося предложения для российского законодательства, регулятор исходит из опыта стран с развитой экономикой. При этом для антимонопольного органа важно соблюсти баланс интересов всех участников – правообладателей, бизнеса и потребителей.
По мнению регулятора, пересмотр ст. 10 и 11 Закона о защите конкуренции позволит исключить злоупотребления интеллектуальными правами. А сейчас нормы антимонопольного законодательства в сфере интеллектуальной собственности сдерживают развитие конкуренции.
Тимофей Нижегородцев обратил внимание, что в условиях внешнего санкционного давления необходимо перенести акцент с защиты «абсолютных» интересов транснациональных корпораций – правообладателей на обеспечение первоочередных потребностей внутреннего рынка.