Российский союз промышленников и предпринимателей сформулировал предложения и замечания по подготовленному ФАС России законопроекту «Об основах государственного регулирования цен (тарифов)». Комментарии затронули вопросы, касающиеся оснований для введения регулирования, применяемых методов госконтроля, порядка возврата стоимости инвестиций и уровня доходности, срока проведения проверки и права беспрепятственного доступа в помещения регулируемого субъекта и др.
Комитет РСПП по развитию конкуренции, который провел обсуждение законопроекта с участием руководителей ФАС России, считает необходимым исключить из документа положения, которые допускают государственное регулирование цен по основаниям, не предусмотренным законом.
Бизнес считает чрезмерной «глубину» проверки, которая может достигать 10 лет.
Требует уточнения также порядок определения прибыли регулируемой организации. Законопроект предусматривает необходимость определения размера прибыли каждый год долгосрочного периода, в то время как инвестор или регулируемая организация принимают на себя долгосрочные обязательства по осуществлению регулируемого вида деятельности. При этом проект не закрепляет ни минимальные, ни максимальные границы размера прибыли регулируемой организации.
Целесообразно сохранить норму, установленную действующими нормативными актами в отношении большинства регулируемых видов деятельности, о размере 5% прибыли, а также дополнить проект указанием конкретных условий, с учетом которых регулируемая организация сможет получать прибыль в большем объеме.
Значительная доля инвестпроектов в сфере ЖКХ окупается за 10 лет и более, поэтому предлагается исключить ограничение сохранения экономии только в рамках долгосрочного периода регулирования, который может составлять пять лет. При этом экономия на расходах не может рассматриваться в качестве замены предпринимательской прибыли.
Порядок возврата стоимости инвестиций и уровень доходности не урегулированы надлежащим образом, полагает РСПП. Согласно законопроекту возврат инвестиций через тариф будет теперь осуществляться, как правило, после ввода в эксплуатацию или постановки объекта на балансовый учет. Такой порядок не предоставляет инвесторам достаточных гарантий стабильности условий, прозрачности и ясности при осуществлении тарифного регулирования, указывает объединение.
Предлагается дополнить проект положениями о порядке сокращения доли перекрестного субсидирования и переходе на адресную поддержку социально незащищенных граждан.
Кроме того, предлагается скорректировать проект в части принятия к учету при расчете тарифа расходов на иные (помимо перечисленных в проекте) экономически обоснованные виды страхования, в частности расходов на добровольное медицинское страхование.