Объем закупок госкомпаний в сфере строительства в 2021 г. вырос до 10 трлн с 4 трлн руб. в 2020 г., заявил руководитель аналитического центра «Интерфакс-ProЗакупки» Георгий Сухадольский в рамках форума по закупкам в строительстве и проектировании World Build/State Contract!.
Однако общее число лотов при этом регулярно снижается: с 370 тыс. в 2019 г. до 313 тыс. в 2020 и 308 тыс. в 2021 г.
Впрочем, реальный объем этих закупок несколько ниже. По результатам соответствующих закупок в 2021 г. госкомпании заключили 242 тыс. договоров на общую сумму 8,2 трлн руб. против 209 тыс. договоров на 2,6 трлн руб.
При этом Сухадольский подчеркнул, что в сегменте закупок госкомпаний серьезной проблемой является слабая конкуренция для относительно крупных контрактов: «Доля несостоявшихся закупок в строительстве по 223-ФЗ в 2021 году превысила 70% по стоимости. Если сюда добавить еще долю закупок у единственного поставщика (9,85%), то получаем 80% неконкурентных закупок, что заметно больше чем в госзакупках – около 65%».
При этом стоит отметить, что в 2019 и 2020 г. доля несостоявшихся строительных закупок госкомпаний была значительно меньше – 29 и 17%. Впрочем, была выше доля закупок у едпоставщиков – 27 и 37%.
Примечательно, что на фоне роста неконкурентных закупок госкомпаний в сфере строительства сократилась доля расторгнутых договоров. Если в 2019 г. расторгнуто 7,5% (по сумме) строительных договоров, то в 2020 г. – 5%, а в 2021 г. – 1,5%. В сфере госзакупок этот показатель значительно выше – 20% в 2019 г., 14% в 2020 г. и около 8% в 2021 г.
Участники форума обозначили ряд проблем, с которыми сталкиваются госкомпании при проведении строительных закупок:
Для их решения предлагается, в частности, внести в Закон № 223-ФЗ изменения, позволяющие госкомпаниям в своих положениях о закупках устанавливать минимальные требования (квалификационные, ресурсные) к участникам закупок, разрешить прием и рассмотрение жалоб по закупкам строительно-монтажных и проектно-изыскательских работ только со стороны компаний – членов строительных саморегулируемых организаций или компаний, имеющих опыт реализации строительных контрактов в рамках законов № 223-ФЗ и № 44-ФЗ.
Также госкомпании предлагают дополнить Закон № 223-ФЗ нормой, позволяющей им прописать в положениях о закупках перечни случаев и порядок проведения строительных закупок под ключ.
Эти и другие предложения участников форума направят регуляторам для проработки конкретных предложений по изменению закупочного законодательства.