Опубликовано Постановление КС РФ от 17.02.2022 № 7-П «По делу о проверке конституционности статей 14.8 и 51 Федерального закона „О защите конкуренции“ в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью „Медэксперт“», которым КС РФ защитил предпринимателей от необоснованного применения Закона о защите конкуренции.
На сайте КС РФ приводится история спора.
В лицензии на медицинскую деятельность ООО «Медэксперт» в качестве адреса места осуществления этой деятельности указано здание в Кирове. По результатам выигранного электронного аукциона учреждение заключило контракт на проведение в 2018 г. медицинского осмотра работников Марийского государственного университета, располагающегося в Йошкар-Оле. Сумма контракта составила 1,4 млн руб. Медосмотр был проведен на территории университета с использованием передвижного медицинского комплекса.
Марий Эл УФАС России сочло, что компания нарушила Закон о защите конкуренции, подав заявку на аукцион без надлежаще оформленной лицензии – с указанием использования передвижного мобильного комплекса в другом регионе. «Медэксперта» обязали перечислить в бюджет 1,1 млн руб. Согласившись с антимонопольным органом, суды указали также, что участники аукциона, понесшие расходы на надлежащее оформление лицензии, лишились возможности стать победителями в результате недобросовестной конкуренции.
По мнению «Медэксперта», оспоренные нормы позволяют ограничивать право предпринимателей на участие в аукционе и обращать в доход государства всю сумму полученной по контракту выручки без учета расходов по его исполнению.
КС РФ в своем постановлении указал, что понятие «недобросовестная конкуренция» подразумевает действия, содержательно направленные на ущемление прав и законных интересов других хозсубъектов. Признать предприятие нарушившим Закон о защите конкуренции можно лишь при наличии причинно-следственной связи между его действиями и реальным снижением уровня конкуренции, если эти действия совершены умышленно. Неполучение разрешительной документации само по себе не может рассматриваться как форма недобросовестной конкуренции.
Соответственно, нельзя считать недобросовестной конкуренцией и участие хозсубъекта в электронном аукционе без надлежаще оформленной лицензии, поскольку наличие такого документа, а также корректность и полноту изложенных в нем сведений должна выявлять комиссия по осуществлению закупок, формируемая заказчиком услуг. Статья 14.8 Закона о защите конкуренции не предполагает иного истолкования и не противоречит Конституции РФ.
Относительно ч. 3 ст. 51 Закона КС РФ отметил, что обязанность нарушителя перечислить в федеральный бюджет в качестве «дохода, полученного от монополистической деятельности или недобросовестной конкуренции» все полученное от совершения такого деяния не может рассматриваться как не имеющая конституционных оснований.
Однако такая обязанность возникает, лишь если участие лица в электронном аукционе при отсутствии надлежаще оформленной лицензии признается именно недобросовестной конкуренцией.
КС РФ полагает, что решения по делу «Медэксперта» подлежат пересмотру.