17 февраля 2022 г. депутаты Госдумы внесли на ее рассмотрение два проекта федеральных законов, предполагающие изменения положений Закона о рекламе.
1. Проект федерального закона № 73031-8 «О внесении изменения в статью 14 Федерального закона „О рекламе“» (инициаторы – депутаты Ярослав Нилов, Дмитрий Свищев, Сергей Леонов, Алексей Диденко).
Проект предусматривает дополнение ч. 4 ст. 14 Закона о рекламе запретом прерывать рекламой и совмещать с рекламой способом «бегущей строки» телепередачи, в том числе художественные фильмы, транслируемые с 18 до 23 ч.
2. Проект федерального закона № 73033-8 «О внесении изменений в Федеральный закон „О рекламе“» (инициаторы – депутаты Юрий Григорьев, Александр Терентьев, Федот Тумусов).
Цель проекта – регулирование распространения политическими партиями информации о своей деятельности, пропаганды своих взглядов, целей и задач в наружной и интернет-рекламе. Он также направлен на устранение правовой коллизии при применении антимонопольными органами Закона о рекламе.
В пояснительной записке отмечается, что в законодательстве не определено понятие политической рекламы. Закон о рекламе не распространяется на такую рекламу, в том числе предвыборную агитацию и агитацию по вопросам референдума (регулируются законодательством о выборах). В результате, как указывают депутаты, политические партии могут использовать инструменты наружной рекламы и рекламы в Интернете только 2–3 месяца в течение года – в период избирательной кампании. В остальное время соответствующая информация, не содержащая признаков предвыборной агитации, может размещаться на рекламных конструкциях на условиях социальной рекламы. Вне агитационного периода также запрещена политическая реклама в Интернете.
При этом в субъектах РФ сложилась противоречивая правоприменительная практика в сфере размещения наружной рекламы политических партий на условиях соцрекламы: в одном случае антимонопольный орган не запрещает ее размещать и не предпринимает мер реагирования; в другом случае по решению антимонопольного органа такая реклама подлежит демонтажу. Кроме того, за размещение наружной рекламы, которая не соответствует требованиям к соцрекламе, антимонопольный орган штрафует политические партии и их региональные отделения на суммы от 100 тыс. до 500 тыс. руб.
С точки зрения авторов инициативы, требование о размещении партиями наружной рекламы на условиях соцрекламы лишает их права на свободное распространение информации о своей деятельности, а также возможности пропагандировать свои взгляды, цели и задачи. Поэтому предлагается законодательно закрепить понятие политической рекламы.
Читайте также: «Депутаты Госдумы предлагают узаконить понятие „политическая реклама“».